Генеративный искусственный интеллект (GenAI) не украдет вашу работу, но знания в области информатики могут стать менее важными в будущем, заявила порталу The New Stack Пейдж Бейли, руководитель отдела по работе с GenAI-разработчиками в Google.
Бейли выросла в маленьком городке в сельской местности Техаса и начала кодировать на отслужившем свое компьютере Apple примерно в 9 лет. Сегодня она находится среди тех, кто стоит на переднем крае технологий, и занимает важную должность в Google.
«У меня целая куча племянников и племянниц, которых я отчаянно люблю и которые просто замечательные, многие из них очень сильные технари, — рассказывает она. — Исторически сложилось так, что я всегда как бы подталкивала их: „Когда вы пойдете в колледж, вы должны получить степень в области компьютерных наук“».
Но теперь, когда GenAI перевернул мир технологий, она говорит: «Я не уверена, что это то, что мы должны говорить детям делать».
Не заблуждайтесь: она по-прежнему считает, что умение писать программы — это полезный навык. Но умение думать над проблемами и задавать правильные вопросы может стать лучшей подготовкой к технологической карьере в будущем, считает Бейли: «Все больше и больше сценариев, когда это волшебство происходит как бы на стыке между информатикой и некоторыми другими дисциплинами».
И это меняет профессию разработчика, причем таким образом, который скорее всего, затронет и нынешних, и будущих разработчиков. По ее словам, исторически программирование «было чем-то, чему человек должен был посвятить несколько лет своей жизни, чтобы научиться делать это эффективно. Теперь же оно становится инструментом, который должен быть у каждого в арсенале, потому что GenAI делает написание кода и автоматизацию процессов все проще и проще».
Превращение идеи в код
Бейли, ветеран Microsoft и GitHub, а также Google, до того как занять свою нынешнюю должность, работала в команде по разработке больших языковых моделей PaLM2.
В Google разработчики уже давно применяют ИИ в процессе создания ПО. Основываясь на собственном опыте, она хорошо понимает, как это меняет роль разработчиков в целом.
«За последние полтора года или около того я обнаружила, что, когда пишу код, я больше выступаю в роли рецензента, надзирателя — в отличие от человека, который пытается сделать работу самостоятельно или вынужден рыться в документации, чтобы найти правильные ответы».
Она видит будущее GenAI не столько в том, чтобы заменить разработчиков, сколько в том, чтобы облегчить и ускорить их творчество: «Творческие люди всегда страдали, чтобы сперва родить идею в своем мозгу, а затем пройти очень, очень тяжелый процесс выполнения большого количества работы, разрешения проблем и разрушения кирпичных стен, пытаясь вывести эту идею в мир, чтобы другие люди могли ее увидеть».
Бейли сравнивает то, что, по ее мнению, станет будущим разработки ПО с помощью GenAI, с лучшими достижениями сообщества Open Source-разработчиков — опытом сотрудничества с другими людьми в процессе созидания.
«Сейчас количество настоящих разработчиков — людей, которые являются инженерами и тратят свое время на создание ПО — составляет очень, очень маленький процент от общего населения планеты, — говорит она. — И это действительно прискорбно, потому что, знаете ли, возможность создавать что-то совместно приносит много радости».
Вместо того чтобы быть уделом относительно небольшого числа разработчиков, отгороженных от повседневной жизни, как она выразилась, «эти модели действительно начали демократизировать возможность создания таких вещей, как облака, артефакты. Возможность создания ПО с помощью таких средств, как V0.dev от Vercel (инструмент для веб-разработки, предназначенный для создания насыщенных пользовательских интерфейсов с помощью простых текстовых подсказок. — Прим. ред.). Возможность автоматизировать процессы. Они действительно демократизируют это так, как мы никогда не видели раньше».
Благоприятная возможность решения проблемы отставания в работе
Однако Бейли не считает, что демократизация разработки ПО приведет к сокращению рабочих мест профессиональных разработчиков. Напротив, «кажется, что благодаря GenAI появляется все больше и больше возможностей для новых приложений, для новой работы, потому что раскрывается так много новых потенциальных проектов».
По словам Бейли, в бэклоге всегда слишком много дел, а дней на их выполнение не хватает... «Многие из ошибок и запросов на удаление, связанные с некоторыми функциями, которые мы хотели бы добавить, или документация, которую мы хотели бы дописать, отнесены к категории P2 или P3, что означает, что мы никогда не сможем до них добраться. Теперь же у нас есть все шансы добраться до них», — поясняет она.
Бейли резюмирует: «Я думаю, что важнейшая часть миссии заключается в том, чтобы убедиться, что все знают, как применять GenAI в своей работе, чтобы ускорить ее и выявить места, где GenAI может быть еще недостаточно хорош и за ним нужно присматривать».