Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ рассмотрел действующие практики организаций, эффекты и планы применения технологий искусственного интеллекта (ИИ), а также барьеры, сдерживающие эти процессы.
Компании, имеющие опыт работы с ИИ, чаще всего внедряют технологии лишь одного из пяти классов (45,1%). Все пять классов используют 8,9% респондентов, четыре — 11,3%, три — 14,6%, два — 20,1%.
В ближайшие три года планируют расширить состав применяемых ИИ-решений, как минимум за счет одной новой для себя технологии, 49% крупных компаний, 47% средних и 46,2% малых. Выбором трети организаций — пользователей ИИ станут решения для повышения эффективности ИИ (32,8%), каждой четвертой — технологии интеллектуальной поддержки принятия решений и управления (24,4%).
Готовы в ближайшие три года пополнить ряды пользователей ИИ 28% обследованных организаций без опыта работы с ИИ. Их планы относительно внедрения ИИ выявляют большую ориентированность этих компаний на уже ставшие стандартными решения, применяемые для обработки визуальных данных, включая компьютерное зрение (28%), звуковых данных, включая распознавание и синтез речи (21,8%), и текста (19,8%).
Среди наиболее заметных эффектов применения ИИ более половины обследованных компаний отметили повышение качества продукции и услуг (54,3%), а также эффективности бизнес-процессов (51%). В наименьшей степени воздействие ИИ проявляется в снижении затрат на оплату труда и численности работников (выбор 10% респондентов-пользователей).
В рейтинге препятствий, с которыми сопряжена работа с ИИ, связанные с внедрением этих технологий высокие затраты отнесли на первое место и компании с опытом применения ИИ (63,6%), и организации без такого опыта (57,2%). Причем данная проблема ощутима для всех пользователей ИИ, независимо от размера: ее отметили две трети крупных, средних и малых предприятий.
Существенными для опрошенных компаний оказались и кадровые барьеры. 49,9% пользователей ИИ отметили трудности с наймом квалифицированных специалистов в области ИИ и 39,1% — недостаток у других категорий работников организации навыков для разработки и использования технологий ИИ. Для компаний, пока не использующих ИИ, нехватка у сотрудников навыков для разработки и использования технологий ИИ стала вторым по значимости барьером (35,4%). Третьим респонденты данной категории назвали сложность интеграции технологий ИИ в производственные и бизнес-процессы (34,8%); при этом более половины организаций, пока не использующих ИИ (53,1%), сообщили о потребностях интегрировать эти технологии в свою работу.