Один из важных аспектов в QA-тестировании — это проверка доступности ПО для всех категорий потенциальных пользователей. Сейчас далеко не все компании занимаются улучшением доступности, поскольку на этапе проектирования не учитывают требования всех конечных пользователей.
Что такое accessibility-тестирование
Согласно исследованию ВОЗ за 2023 год, у 15% населения мира есть та или иная степень физических ограничений или когнитивных отклонений в восприятии окружающего мира. При QA-тестировании дополнительно проводится проверка accessibility, помогающая оценить доступность программы разным категориям пользователей по определенным параметрам.
Рекомендательные правила accessibility-тестирования разработаны Консорциумом Всемирной паутины (World Wide Web Consortium, W3C). Этот свод правил периодически обновляется и модернизируется в соответствии с внедрением технологий, сейчас рекомендована версия Web Content Accessibility Guidelines (WCAG) 2.2.
В соответствии с положениями WCAG разработан ряд параметров, улучшающих UX-юзабилити для людей с ограничениями. Среди них:
- Преобразование произносимых вслух слов в текст при вводе в интерфейс приложения;
- Озвучивание текста, который выводится на экран;
- Механизм лупы для увеличения масштаба контента на экране;
- Специальная клавиатура, которая облегчает ввод текста для людей с проблемами опорно-двигательного аппарата;
- Механизм цветовой корректировки для людей с дальтонизмом;
- Коррекция контрастности для пользователей, не отличающих на экране визуальные оттенки.
Эти параметры улучшают пользовательский опыт как обычных людей, так и с ограниченными физическими возможностями. К примеру, различными формами цветовой слепоты страдают около 8% мужчин и 0,4% женщин — это не так уж мало в общем количестве юзеров любого ПО. Настройки цветовой корректировки позволяют повысить доступность приложения для большего круга пользователей.
Примеры accessibility-тестирования при улучшении доступности ПО
Все требования WCAG 2.2 можно сгруппировать в несколько основных категорий UX-улучшений, под каждое из которых для конкретного ПО прорабатываются свои особые технические решения.
Среди них:
- Восприятие.
Интерфейс и контент должны быть представлены на экране в таком виде, чтобы пользователям было комфортно воспринимать отдельные элементы и информацию.
Например, для людей с нарушением зрения проверяют корректность прописанного alt-текста в изображениях.
- Управляемость.
Навигация в ПО должна быть доступной и удобно настраиваться через пользовательский интерфейс.
При accessibility-тестировании проверяется клавиатурная навигация на экране и голосовые команды.
- Понятность.
Содержимое интерфейса пользователя должно быть читабельным. При этом необходимо использовать понятные команды, а не закодированные цветом инструкции, которые выделены пунктиром или линией.
- Надежность.
Пользовательский интерфейс должен быть доступен для всех людей вне зависимости от их ограничений в восприятии.
К примеру, для тестирования доступности URL с различных вьюпортов (десктопов, мобильных телефонов и планшетов) используются разные инструменты — aXe, TAW, Web Accessibility Inspector и т. д.
Среди наиболее наглядных примеров рекомендаций accessibility-тестирования для российского частного бизнеса можно привести гайдлайн по цифровой доступности от Сбера, включающий правила и нормативы для разработчиков, дизайнеров и менеджеров. Также при тестировании доступности ПО можно пользоваться книгой «Про доступность iOS» Михаила Рубанова из Dodo Engineering, которая полезна и для Android-разработчиков, поскольку принципы работы с ментальной моделью совпадают.
Методики, инструменты accessibility-тестирования и чек-лист для проверки ПО
В процессе жизненного цикла разработки ПО accessibility-тестирование проводится либо в ручном, либо в автоматизированном режиме.
При ручном тестировании используется методика проверки странных сочетаний клавиатуры, а также инструменты специальных возможностей и браузерных плагинов, определяющие проблемы, которые не удается обнаружить программным образом.
Поскольку при ручном тестировании большую роль играет человеческий фактор, более эффективно автоматизированное accessibility-тестирование. В таком случае будут полезны программные инструменты.
Среди них можно выделить несколько популярных:
- WAVE — инструмент от WebAIM для accessibility-тестов веб-приложений в виде панели инструментов для браузера Firefox. Особенность WAVE в том, что панель не сохраняет после тестирования данные на сервере.
- aXe — бесплатный открытый инструмент от компании Deque Systems, который предназначен для проверки веб-контента в Chrome и Firefox. aXe определяет проблемный код и предлагает решения для устранения багов.
- TAW — автоматизированный инструмент, который соответствует требованиям протоколов WCAG 1.0 и 2.0. При тестировании достаточно ввода URL сайта: TAW определяет проблемы с accessibility и подсказывает варианты их устранения.
JAWS — инструмент от компании Freedom Scientific. Наиболее популярная программа для чтения экрана, которую используют слабовидящие люди. В тестировании удобно проверять доступность контента с помощью многоязычных синтезаторов речи — Eloquence и Vocalizer Expressive.
При проведении accessibility-тестирования можно использовать небольшой чек-лист, который помогает оценить все важные пункты юзабилити.
- Есть ли у ПО клавиатурные эквиваленты для всех действий мышью, окон и экранных тапов?
- Есть ли доступ к инструкции как части пользовательской документации или руководства?
- Предусмотрены ли сочетания клавиш для меню?
- Есть ли у ПО поддержка со стороны всех операционных систем?
- Правильно ли отображаются иконки, изображения и буквенные символы в надписях в интерфейсе?
- Различаются ли цвета в интерфейсе ПО для всех пользователей?
- Имеются ли звуковые оповещения?
- Правильно ли отображаются шрифты по умолчанию для печати и отображения текста?
- Правильно ли настроена цветовая контрастность у всех элементов в ПО?
- Правильно ли работают параметры звука для людей с ограниченными слуховыми возможностями?
Почему проведение accessibility-тестов выгодно при общем тестировании
Accessibility-тестирование — один из важных проверочных этапов в общем процессе QA. Особенность методики и инструментальных возможностей accessibility-тестов в том, что они улучшают доступность ПО не только для пользователей с ограниченными возможностями. Такое состояние может быть также временным и у совершенно здоровых людей, вынужденных пользоваться сервисами, приложениями и другим ПО.
Внедрение дополнительных функций в интерфейс способствует увеличению популярности приложения или программы среди обычных пользователей. К примеру, даже люди с хорошим зрением нередко увеличивают масштаб на экране из-за удобства привычного им восприятия контента.
Проверка accessibility полезна и с точки зрения бизнеса. Любое улучшение UX-юзабилити позволяет расширить пользовательскую аудиторию, а заботу об инклюзивности компании всегда могут использовать в маркетинге при продвижении ПО.