НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
ИТ-менеджмент:
Российский суперапп для бизнеса eXpress: новые фичи в 2024 году и планы по развитию
В 2024 году рынок корпоративных коммуникаций продолжил развиваться, однако краеугольные камни эффективного рабочего …
 

От идеи к релизу: управление жизненным циклом продукта в IT

Николай Прокофьев, продакт-менеджер, инициатор создания облачного сервиса Tapper | 17.02.2022

Продакт-менеджмент и IT

Современная IT-индустрия задаёт темп развития всей мировой экономики. Технологические инновации появляются с огромной скоростью, а требования рынка становятся всё более сложными и специфичными. Для компаний, создающих цифровые продукты, важнейшей задачей остаётся не только внедрение передовых технологий, но и грамотное управление процессом разработки, который проходит через несколько ключевых этапов: от генерации идеи до её реализации и поддержки.

Эффективное управление жизненным циклом продукта позволяет компаниям не только оставаться конкурентоспособными, но и достигать высоких результатов. Каждый этап разработки требует своих подходов, инструментов и стратегий, от которых зависит успешный запуск и последующее развитие продукта.

Идея и исследование

1. Рождение идеи

Первый этап начинается с генерации идей, которые могут возникнуть как результат проведенных исследований и анализа потребностей потребителей, изучения трендов, доминирующих на рынке. При этом вероятность успешной реализации идеи растет по мере того, как больше команд из различных отделов вовлекаются в обсуждение проекта. Необходимо попробовать несколько методов обсуждения, таких, например, как SWOT-анализ, «лестница» или метод «6 шляп», чтобы рассмотреть идею с разных сторон или выбрать наиболее эффективные для вашей команды.

2. Исследование рынка

После того, как у вас появилась идея, для оценки её релевантности потребностям рынка, необходимо провести его исследование. Это очень важная и объемная работа, от успеха которой зависит прогноз работоспособности будущего продукта и, следовательно, оценка целесообразности дальнейшей работы команды. Этап исследования рынка включает в себя изучение конкурентов, изучение потребностей и предпочтений целевой аудитории, анализ рыночных тенденций. На этом этапе использование специализированных инструментов и платформ позволяет получить важные сведения о поведении пользователей и действиях конкурентов. Этими инструментами могут быть SEMrush, Looqme, Similarweb и подобные им. Классические инструменты, такие как интервью, фокус-группы и опросы, также помогают приблизиться к главной цели этого этапа — получить ответ на вопрос: «Насколько ваша идея актуальна?»

Концепция и планирование

1. Создание концепции

Когда у вас есть идея и появилось стойкое убеждение в том, что ваш продукт актуален и будет полезен пользователям, самое время определиться с его концепцией, то есть формализовать цели, задачи и методы его создания в некий документ, который будет определять общее направление работы и обеспечит согласованность действий команды.

В концепции мы описываем продукт, его свойства, характеристики и уникальность.

Благодаря концепции, которая будет служить общей и понятной для всех отправной точкой, каждый член команды будет знать, что он создает и для чего он это создает. Кроме того, концепция будет неким «переводчиком» между всеми участниками команды, включая предпринимателей-инвесторов и техническую команду.

2. Дорожная карта

Если концепция — это про идеологию, ценности и общее понимание того, что мы делаем, то дорожная карта — это про вехи развития проекта. Она намечает ориентиры основных работ для всех участников проекта и определяет ключевые этапы его развития. Если концепцию продукта можно сравнить с конституцией государства, то дорожная карта — это закон, конкретизирующий цели, задачи и основные этапы работ с закреплением сроков их выполнения, описанием затрачиваемых ресурсов и указанием ответственных. Дорожная карта — это базовый документ, конкретизирующий концепцию, который помогает команде двигаться в одном направлении.

Разработка

1. Метод управления проектом

В зависимости от концепции продукта, его сложности и желаемых сроков выхода релиза продукта осуществляется выбор метода управления проектом его разработки.

Agile и Scrum являются наиболее распространенными методами, применяемыми при создании IT-продуктов. Их комбинация позволяет гибко откликаться на новые вызовы, появляющиеся в ходе создания продукта, и оперативно адаптироваться к запросу потребителя. Выделяя в проекте отдельные задачи, мы сможем системно получать обратную связь для внесения необходимых изменений и дополнений.

2. Прототипирование

Основная цель создания прототипа, то есть основной структуры будущего продукта — это превращение абстрактной идеи в конкретное визуальное представление о нём. Создание прототипа необходимо для проверки работоспособности продукта до завершения всего цикла его разработки. Этот этап служит для активного сбора отзывов пользователей и выявления «багов», улучшений интерфейса и других решений.

Тестирование

1. QA и User Testing

Тестирование — это критически важный этап перед релизом цифрового продукта. При этом для более качественной проработки продукта желательно на протяжении всего проекта, наряду с автоматизированным, проводить и пользовательское тестирование. Это позволит уже на начальном этапе понять, соответствуют ли преложенные решения ожиданиям потребителя.

2. Необходимые остановки

В процессе тестирования не бойтесь делать остановки для сбора отзывов. Тестирование должно быть итеративным процессом, когда после каждой итерации вы имеете возможность собрать отзывы и внести изменения. Внося на ранней стадии необходимые исправления, вы в конечном счете экономите время.

Релиз

1. Подготовка к запуску

Для того, чтобы цифровой продукт «выстрелил», маркетологи должны продемонстрировать высочайшую квалификацию и проделать большую работу. Выход продукта должен быть максимально поддержан технической документацией, обучающими материалами для пользователей.

2. Запуск продукта

Запуск продукта — это момент истины, в котором основная нагрузка также ложится на маркетинг и службу поддержки пользователей. Продвижение продукта, а также молниеносная и эффективная реакция на отзывы, выраженная через быстрые исправления и обновления — это ключ к успеху продукта.

Обслуживание после запуска продукта

1. Сбор обратной связи

Для того, чтобы продукт вошел на рынок всерьез и надолго, критически необходимо не снижать усилия команды и продолжать направлять их на сбор отзывов для того, чтобы обеспечить мгновенную реакцию на них. Для сбора обратной связи желательно использовать большое количество источников и инструментов, например таких, как изучение отзывов в социальных сетях и маркетплейсах, обзорных статей и специализированных форумов, проведение опросов.

2. Поддержка

Выявление слабых мест продукта, их оперативное устранение и добавление новых полезных функций, учитывающих изменение потребительских предпочтений — это важный аспект жизненного цикла продукта, который должен стать непрерывным процессом его постоянного обновления. Этот процесс, кроме всего прочего, должен способствовать продвижению продукта посредством маркетинга рекомендаций.

Каждый этап сложного, но необходимого процесса управления жизненным циклом продукта требует слаженной работы всей команды, внимательного планирования и активного взаимодействия с пользователями. Выполняя все необходимые мероприятия на каждом этапе управления, можно не только создать качественный продукт, но и обеспечить его дальнейшую жизнеспособность. И нужно помнить, что главной целью продакт-менеджмента является не организация решения технических задач, а создание ценности для пользователей, что в конечном итоге приведет к успеху созданного вами продукта на рынке.

Другие спецпроекты
ПечатьПечать без изображений

Комментарии

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий.

Регистрация
Авторизация

ПОДГОТОВЛЕНО ITWEEK EXPERT

 
Интересно
Почему организации можно и нужно обойтись без директора по ИИ
Должность директора по искусственному интеллекту (Chief AI Officer, CAIO) становится одной из самых модных в мире …
Gartner: подготовка ИТ-инфраструктуры и операций к будущему с ИИ
На декабрьской конференции Gartner «2024 IT Infrastructure, Operations & Cloud Strategies Conference» в Лас-Вегасе аналитики рассказали …
Поиск корневой причины ИТ-сбоя: всегда ли есть одна причина?
В современном мире, где технологии пронизывают каждую сферу жизни, сбои в работе ИТ-систем могут иметь масштабные …
Почему управление данными станет ключом к успеху ИИ в 2025 году
Бум искусственного интеллекта пока не привел к впечатляющим успехам в реальном мире, но в одном …
Восемь областей ИТ, которые нуждаются в лучшей масштабируемости
Проблемы масштабируемости всегда были характерны для вычислительных и сетевых систем, но сейчас среды стали еще …
Интересно