Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ проанализировал особенности применения искусственного интеллекта организациями предпринимательского сектора в России и зарубежных странах.

В России удельный вес организаций предпринимательского сектора, использующих технологии ИИ, в 2023 г. составил 6,3%, что лишь на 1,7 п. п. ниже среднего значения по странам — членам ЕС. В пятерку лидеров вошли Дания (15,2%), Финляндия (15,1%), Люксембург (14,5%), Бельгия (13,8%) и Нидерланды (13,4%). В числе стран с уровнем показателя ниже российского — Чехия, Франция, Италия, Польша.

Самой распространенной в российских организациях предпринимательского сектора ИИ-технологией является компьютерное зрение: 3,9% компаний используют ее для распознавания, классификации, анализа и создания визуальных данных. По степени внедрения этого вида технологий Россия практически вдвое опережает ЕС (2,2%).

Интенсивность использования ИИ существенно дифференцирована по отраслям. Наиболее востребованы ИИ-решения в секторе информации и связи, а также в научно-технической деятельности. Организации этих отраслей обеспечивают не только разработку технологий ИИ, но и их внедрение в остальные секторы экономики. Реже всего ИИ применяют гостиницы, предприятия общественного питания, строительные компании.

В пределах ЕС разница между отраслями с максимальным (информация и связь) и минимальным (строительство) значением доли организаций, применяющих ИИ, составляет 26,2 п. п. В странах — лидерах по использованию ИИ разрыв еще заметнее: в Финляндии он достигает 45,7 п. п., Дании — 41,1 п. п., Люксембурге — 26,8 п. п.

В России доля пользователей ИИ распределена по рассматриваемым отраслям предпринимательского сектора более равномерно: разница составляет 10,1 п. п. По доле организаций, внедривших ИИ-технологии, в нашей стране лидирует оптовая и розничная торговля (12,2%), 2-е место занимает сектор информации и связи (8,4%). Особенность отечественного рынка ИИ-решений в том, что ведущие российские ИT-компании («Яндекс», «СберТех», VK и др.) не только разрабатывают, но и внедряют ИИ через собственные цифровые экосистемы, включающие различные маркетплейсы и сервисы по доставке потребительских товаров.