Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ проанализировал практики применения технологий искусственного интеллекта в повседневной жизни.

Инструменты на основе искусственного интеллекта (ИИ) российские интернет-пользователи применяют в повседневной жизни все чаще, это коррелирует, например, с ростом интереса к данной тематике: поисковые запросы «искусственный интеллект» и «нейросеть» в Яндекс. Браузере с января 2022 г. по сентябрь 2024 г. стали вводить соответственно в 3 и 18 раз чаще.

Однако реальный пользовательский опыт есть пока лишь у небольшой части россиян. По данным опроса ИСИЭЗ, в 2024 г. хотя бы одну технологию ИИ освоили 16% пользователей интернета, или 13% всех опрошенных в возрасте 14 лет и старше.

Чаще всего прибегали к ИИ-сервисам для генерации текста (такой опыт имеют 11% опрошенных интернет-пользователей). Далее по распространенности следует ИИ для генерации изображений (7%). Создавали видео или музыку с помощью ИИ только 3% интернет-пользователей и всего 2% — программный код.

Для большей части текущей аудитории опыт применения ИИ ограничен одной сферой деятельности (69%), например, написанием текстов. Около трети (32%) в общей сложности текущих пользователей ИИ приходится на тех, кто применял их только ради развлечения или хобби. Чаще такой подход встречается при использовании ИИ для создания изображений и аудио- / видеоконтента.

Генеративные сервисы ИИ пока задействуют скорее эпизодически, чем постоянно. Тем не менее уже появились группы людей, которые обращаются к ИИ постоянно (несколько раз в неделю и чаще). Их больше среди пользователей ИИ для генерации программного кода и текстов.

Группа пользователей ИИ-сервисов отличается от общей аудитории интернета по ряду социально-демографических параметров. Ключевое отличие связано с возрастом. В структуре пользователей ИИ более половины (59%) приходится на молодежь в возрасте от 14 до 29 лет.

Примечательно, что пользователи ИИ в целом активнее остальных осваивают «умные» устройства: такие имеются в семье у абсолютного большинства респондентов данной группы (77%). Для сравнения: среди потенциальной аудитории ИИ владельцами домашних «умных» устройств являются 59%; в среднем по интернет-аудитории — 56%; а среди тех, кто не желает осваивать ИИ-сервисы — 47%.