Облачные технологии играют ключевую роль в современном мире, оказывают значительное влияние на различные аспекты бизнеса и повседневной жизни. Они стали неотъемлемой частью современной цифровой экономики, предлагая коммерческим компаниям и государственным организациям удобные и эффективные способы хранения и обработки данных. Облака позволяют пользователю быстрее адаптироваться к изменяющимся условиям рынка и масштабировать свои ресурсы в зависимости от потребностей, ускорить создание новых решений.
Российский облачный рынок активно развивается: клиенты распробовали облачные технологии, поэтому наблюдается взрывной рост интереса к облакам и массовый перехода на них отечественных компаний. Облачные технологии продолжают эволюционировать, отвечая на новым требованиям бизнеса и технологий, на вызовы современного цифрового мира. Облачные провайдеры совершенствуют свои сервисы, делая акцент на масштабируемости, безопасности, надежности и автоматизации.
К тому же, после ухода западных компаний рынок значительно изменился. Этот вызов открыл новые возможности для отечественных провайдеров. «Мы наблюдаем ускоренное импортозамещение, появление конкурентоспособных российских платформ и рост доверия со стороны бизнеса к местным разработкам. Но, конечно, процесс всё ещё сопряжён с многочисленными вызовами, например такими, как недостаток аппаратных решений и нехватка высококвалифицированных ИТ-специалистов, — рассказывает директор по продуктам РТК-ЦОД Александр Обухов. — На текущий момент в России активно развиваются сегменты IaaS и PaaS, которые являются основой рынка облачных услуг. Эти сервисы позволяют компаниям эффективно решать задачи по работе с базами данных, контейнерной виртуализации и обработке больших данных с использованием облачной инфраструктуры».
Преимущества облачных решений — экономия на аппаратном обеспечении, снижение затрат на ИТ-персонал, возможность использования ресурсов по мере необходимости. Для малого и среднего бизнеса это особенно важно, так как позволяет сосредоточиться на основной деятельности и не вкладываться в дорогостоящую инфраструктуру.
Наиболее развитые сегменты рынка облачных услуг:
Инфраструктура как услуга (IaaS)
Предоставление вычислительных ресурсов, таких как виртуальные серверы, хранилища данных и сетевые ресурсы.
Платформа как услуга (PaaS)
Разработка, тестирование, развертывание и поддержка приложений с помощью предоставляемых инструментов и сервисов.
ПО как услуга (SaaS)
Аренда ПО для использования на различных устройствах через Интернет.
Коммуникационные сервисы
Услуги связи, такие как электронная почта, обмен мгновенными сообщениями, аудио- и видеоконференции.
Хранение данных
Размещение информации в облачном хранилище для последующего доступа к ней через Интернет.
Услуги резервного копирования и восстановления данных
Защита данных от потери или повреждения путем создания их резервных копий и возможности быстрого восстановления.
Анализ больших данных
Обработка и анализ больших объемов неструктурированных данных для выявления закономерностей и принятия решений.
Согласно данным IDC, лидеры на российском рынке облачных технологий — Yandex Cloud, Mail.ru Cloud Solutions и Cloud.ru. Эти компании предлагают широкий спектр услуг для бизнеса, включая виртуальные машины, базы данных, платформы для разработки приложений и другие инструменты. Причем доли облачных провайдеров Cloud.ru, Yandex Cloud значительно увеличились. Они стремятся развивать облака наряду с собственными экосистемами компаний. Кроме того, на рынке присутствуют зарубежные игроки, однако из-за растущих геополитических рисков, таких как возможная блокировка доступа к сервисам или ограничение передачи данных между странами, их решения постепенно теряют свою популярность в корпоративном сегменте.
Что дают облака?
В мировой практике облачная модель активно применяется более 17 лет. Она открывает новые возможности для взаимодействия с клиентами, повышения эффективности при создании новых продуктов на основе обработки больших объемов данных, используется для работы многих мобильных приложений и платежных сервисов. Увеличение количества компаний, предлагающих облачные услуги, приводит к расширению выбора и снижению цен, что привлекает новых пользователей.
Технический лидер по развитию облачных сервисов Cloud.ru Григорий Немыченков отмечает: «Переход в облако обеспечивает пользователям экономию затрат на ИТ-инфраструктуру, доступ к масштабируемым ресурсам, возможность быстрого внедрения новых технологий и сокращение time-to-market новых продуктов, что способствует повышению конкурентоспособности и ускорению цифровой трансформации».
Таким качества особенно актуально для стартапов и малых предприятий. Они могут начать бизнес с минимальными затратами и постепенно увеличивать свои ресурсы по мере его роста. Появляется возможность быстрее внедрять новые продукты и услуги, сокращая время на их разработку и тестирование. Это способствует ускоренному выходу на рынок и повышению конкурентоспособности.
Заместитель генерального директора по маркетингу B2B-Center Екатерина Ильвовская подчёркивает, что в настоящее время облачные решения — не просто технологический тренд, а стратегическая необходимость для множества компаний. Она утверждает: «Использование облачных решений в различных отраслях экономики и направлениях деятельности позволяет получить большую гибкость в масштабировании инфраструктуры, сохранив значительные ресурсы на развитии и поддержке собственных систем».
Облачные решения помогают автоматизировать и оптимизировать многие бизнес-процессы, такие как управление цепочками поставок, финансовыми операциями, взаимодействие с клиентами. Они обеспечивают доступ к данным и приложениям из любой точки мира, где есть Интернет. Облачные платформы, как правило, предлагают интуитивно понятный интерфейс и простые инструменты управления, что облегчает их интеграцию в рабочие процессы.
Кроме того, они являются основой цифровой трансформации компаний, позволяя им внедрять такие технологии как искусственный интеллект, машинное обучение и Интернет вещей (IoT). Облако рассматривается как новый уровень зрелости в работе с ИТ. Широкий спектр облачных сервисов ускоряет процесс цифровизации.
Андрей Смирнов, руководитель Serverspace, корпорация ITG, обращает внимание на ещё одно достоинство облачных решений, актуальное для множества отечественных корпоративных и государственных пользователей: «Российские облачные провайдеры соответствуют требованиям закона о персональных данных (ФЗ-152), что важно для компаний, работающих с клиентскими данными. Также облака, сертифицированные для работы с критически важной информацией, популярны среди банков, страховых компаний и государственных организаций».
Облачные платформы используются для создания онлайн-курсов и образовательных ресурсов, доступных студентам по всему миру. Медицинским учреждениям эти технологии помогают хранить и анализировать большие объемы данных о пациентах, улучшая качество диагностики и лечения. Банки и финансовые учреждения используют облачные решения для управления транзакциями, анализа данных и обеспечения безопасности клиентских данных.
В настоящее время облачные провайдеры предлагают высокие стандарты безопасности. Это включает в себя шифрование данных, регулярные обновления и резервное копирование. Компании все чаще переносят в облака ответственные нагрузки, поэтому вопрос информационной безопасности он становится определяющим для выбора облачного провайдера. Современные облачные платформы обеспечивают высокий уровень защиты данных и отказоустойчивости, что очень важно для многих организаций. Облако становится доступнее и безопаснее.
Впрочем, руководитель департамента информационных технологий «ОБИТ» Кирилл Тимофеев, не оспаривая достоинства облачных решений, утверждает: «Нужно иметь в виду некоторую зависимость от поставщика, его условий предоставления облачной платформы и ее функционала». Таким образом, решающую роль в успехе внедрения облачных решений принадлежит правильному выбору провайдера.
Облака в России
В последние годы облачные технологии стали неотъемлемой частью бизнес-процессов в России. Их динамику определяют такие факторы как рост уровня цифровизации бизнеса и спрос на аутсорсинг ИТ-инфраструктуры. Новые исследования показывают, что российский рынок облачных сервисов продолжает активно развиваться и демонстрирует устойчивый рост, несмотря на сложные экономические условия и санкции.
Облачная инфраструктура помогает организациям экономить
Что касается предложений российского рынка, то директор департамента «Облака и данные» компании «Рексофт» Руслан Заединов отмечает: «На российском рынке доля провайдеров с собственными решениями и технологиями невелика. Большинство игроков работает на базе облачной платформе OpenStack. На этом фоне выделяется „Яндекс“ с собственной облачной платформой и частично аппаратными решениями, а также K2 Cloud. Уверен, что такой подход дает больший простор для работы над собственной эффективностью, технологической независимостью и в конечном счете инновационностью. В сфере же аппаратных платформ у многих провайдеров был создан серьёзный задел, в силу того, что сама инфраструктура в значительной мере создавалась до 2022 года и доукомплектовывалась в
Лидирует в России частное облако — его используют 59% респондентов исследования Cloud.ru. Ресурсы публичного облака задействованы у 46% компаний, а локальная инфраструктура развернута примерно у 20% респондентов. Организации часто сочетают частное и публичное облако, частное облако и локальную инфраструктуру или все типы размещения ИТ-инфраструктуры. При этом большая часть рабочих нагрузок компании размещается в публичном облаке — в среднем 56%.
«При выборе облака компании оценивают уровень контроля над данными, стоимость решений, требования к производительности и возможности интеграции с существующими корпоративными ИТ-системами, — считает Григорий Немыченков, — Важное преимущество облачных сред — предоставление полного набора сервисов для мониторинга и распределения управления инфраструктурой среди команд, а также отслеживания стоимости потребления вычислительных ресурсов конкретной командой или проектом».
Действительно, различные типы облачных инфраструктур имеют свои преимущества и недостатки в российском контексте. Причём, у каждого типа есть своя область применения, где он показывает максимальную эффективность.
«Публичное облако предоставляет высокий уровень гибкости за счёт лёгкости масштабирования и модели оплаты pay-as-you-go. Этот формат идеален для тестирования гипотез и краткосрочных проектов, где нагрузка может быть непредсказуемой. Однако ограниченные возможности администрирования делают его менее подходящим для работы с критическими данными, — утверждает директор облачного бизнеса ITGLOBAL.COM корпорации ITG Евгений Свидерский, — Частное облако обеспечивает полный контроль и лучше адаптируется к требованиям информационной безопасности. Оно идеально подходит для стабильных и предсказуемых нагрузок. При этом его фиксированные мощности и затраты времени на масштабирование могут стать ограничивающим фактором».
Зачастую выбор модели обусловлен не только техническими и экономическими критериями. Так, Григорий Немыченков подчёркивает одно важное достоинство публичных облаков: «Российские компании все чаще отдают предпочтение публичным облакам благодаря развитию продуктов, которые решают вопросы безопасности и соответствуют госрегулированию с учетом отраслевых особенностей. Одновременно мы видим значительный потенциал гибридных облаков, поскольку этот формат наиболее подходит для российского рынка в целом. Это объясняется их гибкостью в сочетании с собственным контролем компаний, а также соответствием установленным нормам с преимуществами масштабируемости и ресурсной эффективности публичных облачных сервисов».
«Использование гибридного облака в инфраструктурных решениях позволяет заказчикам объединять внутренние ИТ-ресурсы компании с инфраструктурой и услугами сторонних поставщиков облачных услуг. Такая модель позволяет достигать гибкой масштабируемости, что особенно актуальной для компаний, где происходят пиковые нагрузки или наблюдается повышенный спрос в высокий сезон, — рассказывает начальник отдела облачных вычислений и автоматизации ИТ-инфраструктуры компании „Инфосистемы Джет“ Евгений Анненков, — С помощью гибридного облака можно моментально добавлять дополнительные мощности и масштабировать системы на необходимое время, а также платить по факту за использованные ресурсы. При этом модель гибридного облака позволяет абстрагировать для пользователей и потребителей ресурсов, где конкретно находится используемый ими ресурс — на мощностях публичного провайдера или же на собственных».
Гибридные решения выбирают компании, предпочитающие максимальный контроль, который ближе к традиционной in-house модели, но не отказывающиеся при этом от гибкости и экономичности публичного облака.
Миграция в облако
Сам процесс миграции происходит достаточно быстро. По данным Cloud.ru, 90% респондентов завершили миграцию в облако менее чем за год, 33% — менее чем за три месяца. При этом средние затраты на облака составляют 8,4% ИТ-бюджета компаний, хотя отдельные компании могут тратить на них до 40% бюджета. 87% затрат приходится на IaaS.
Важно отметить, что миграция в облачные решения — общемировой тренд, который продолжит свое активное развитие в ближайшие годы. «Невозможность быстрого масштабирования On-Premises платформ и ограниченные ресурсы многих компаний стимулируют переход к облачным продуктам. Этот процесс охватывает всех участников рынка, включая крупные корпорации», — делится своими соображениями Екатерина Ильвовская.
Лидирующие отрасли в России: финансовое страхование, госсектор, развлечения, медиа и ритейл. Характерно, что 28% компаний планируют увеличить потребление облачных ресурсов на 20% в течение года. Как ожидается, к 2025 году около 6% российских организаций будут применять данную технологию.
«Важным трендом стало развитие отраслевых решений, — рассказывает Александр Обухов, — Бизнес всё чаще требует от ИТ-провайдеров индивидуального подхода, адаптированного под их специфику. Например, ритейл заинтересован в инструментах для анализа продаж, а промышленность — в мощных системах обработки больших данных».
Впрочем, развитие облачных сервисов сталкивается с определёнными проблемами. Главная из них заключается в том, что заказчики и провайдеры пока не настроены на «новую волну». Сегодня подавляющее большинство запросов рынка строится в терминах инфраструктурных компонентов — виртуальных машин и единиц хранения.
«Пока совсем нет коллабораций, когда заказчики рассматривали бы провайдера как платформу для разработки, предоставляющим свой API для работы с публичными сервисами, — утверждает Руслан Заединов, — Такой подход дал бы мощный толчок к развитию всего рынка. Для провайдеров — это рост нового класса услуг, а для заказчиков — возможность оптимизировать свою структуру, сократить затраты на персонал, убрать унаследованные из глубокого прошлого лоскутной автоматизации куски в виде самописных разработок стандартных функций. Но такая задача требует серьезного разворота стратегии и больших инвестиций со стороны провайдеров, а также готовности заказчиков к использованию подобных платформ. Такой подход — это шанс для наших провайдеров в перспективе выйти на международный облачный рынок, где крупнейшие игроки действуют в парадигме платформ разработки».
После начала СВО в 2022 году российские компании стали активно переходить на отечественную инфраструктуру. Уход многих западных облачных провайдеров стимулировал развитие отечественных решений и рост цен на российские облака.
Такие зарубежные облачные сервисы, как Microsoft Azure, Amazon Web Services, Google Cloud и др., объявили о приостановке своей работы в России. Российские компании ускорили создание собственных облачных платформ. Тем не менее, несмотря на рост числа отечественных провайдеров, зарубежные компании также остаются значимыми участниками рынка.
Впрочем, есть сегменты, где миграция на отечественные облачные решения происходит наиболее интенсивно. «Компании, особенно в секторах с высокой степенью регулирования (финансы, здравоохранение, государственные структуры), стали активно переходить на локальные облачные платформы, — говорит Андрей Смирнов, — Основными факторами стали требования законодательства, такие как необходимость хранения данных на территории России, и рост доверия к российским решениям».
Многие российские компании имеют долгосрочные контракты с зарубежными провайдерами, а некоторые предпочитают работать с глобальными поставщиками услуг, поскольку это дает им доступ к лучшим мировым практикам и технологиям. Таким образом, хотя клиенты обращаются к российским провайдерам в связи с возрастающими рисками, вряд ли в ближайшее время можно ожидать полного отказа от зарубежных сервисов. Рынок будет продолжать балансировать между российскими и зарубежными игроками, при этом приоритеты каждой компании будут зависеть от множества факторов, включая потребности бизнеса и стратегию. О трендах и перспективах облачного рынка подробнее рассказывается в следующей части данного обзора.