Искусственный интеллект — это новый цифровой мир, утверждает Accenture в своем последнем отчете «Technology Vision 2025». В
По мнению автора отчета Картика Нарайна, технического директора и руководителя по технологиям Accenture, и его команды редакторов и исследователей, ИИ проникнет во все сферы деятельности предприятия, а его преобразующее воздействие уже стало очевидным в промышленности и госсекторе.
«Достижения в областях оцифровки знаний, новых моделей, агентных систем и архитектуры ИИ позволяют предприятиям создавать свой собственный уникальный когнитивный цифровой мозг, — утверждает он. — В то время как традиционные технологии долгое время поддерживали заранее определенные потребности бизнеса, сейчас наступил момент смены поколений. Автономность, создаваемая этими обобщенными системами ИИ, поможет организациям стать более динамичными и управляемыми намерениями, чем когда-либо. Это позволит руководителям переосмыслить принципы проектирования цифровых систем, методы работы людей, способы создания продуктов и взаимодействия с клиентами. Но в основе всего этого лежит доверие, поскольку системы будут настолько автономными, насколько им можно доверять».
Агенты ИИ и «бинарный большой взрыв»
Accenture утверждает, что мы достигли состояния «бинарного большого взрыва» («Binary Big Bang»): организации вступают в эпоху трансформации, когда базовые модели пересматривают технологические системы и способы их разработки, использования и управления.
«Сегодняшние технологии — это не эндшпиль, это переходная фаза. Технологическое будущее изобилия, абстракции и автономии — вот к чему должны готовиться лидеры», — отмечается в отчете.
Автономность — ключевое слово здесь. В последние месяцы прогнозы об агентах ИИ (автономных системах, предназначенных для выполнения конкретных задач) стали доминировать в мире технологий, чему способствовало быстрое внедрение генеративного ИИ.
Accenture утверждает, что предприятия начинают принимать ИИ-агентов, отмечая, что 77% руководителей согласны с тем, что агенты ИИ изменят способы создания цифровых систем в их организациях. Кроме того, 48% руководителей утверждают, что агенты ИИ повысят гибкость цифровой архитектуры их организации. ИИ-агенты могут значительно изменить способы взаимодействия с технологиями: 78% руководителей согласны с тем, что в ближайшие
Автономность, конечно, влечет за собой ответственность, и доверие будет играть огромную роль в том, насколько независимыми могут стать эти системы. По мнению Accenture, чтобы использовать возможности автономных систем, компании должны внедрить надежный мониторинг и стратегическое обучение, включая такие меры защиты, как отслеживание доступа к данным и контроль качества продукции, чтобы установить четкое регулирование и укрепить доверие сотрудников.
Персонализированный (и персонифицированный) подход
В отчете также рассматривается вопрос о том, как компании могут сохранить индивидуальность своего бренда при внедрении агентов ИИ, чтобы ИИ усиливал, а не размывал бренд. Отмечается, что 80% руководителей согласны с тем, что чат-боты, которые звучат одинаково, создают проблемы дифференциации для их организаций.
Решить эту проблему может персонифицированный ИИ — как способ придать агентам индивидуальность и привить ценности, соответствующие бренду. При этом предприятия внедряют методы обучения, которые определяют, какие слова или фразы использует модель, как она строит предложения, каков ее речевой стиль и тон, отмечается в отчете.
«Персонифицированный ИИ может показаться просто интересным упражнением в том, как модели презентуют себя, но в будущем он станет основным отличительным фактором для компаний — и в том, как клиенты будут взаимодействовать с компанией по своим каналам, и в том, как компании будут представлены агентами в других ИИ-приложениях», — говорится в отчете.
Такие агенты могут укреплять доверие, персонализируя взаимодействие, формируя значимые отношения и автономно управляя масштабным взаимодействием с клиентами, однако авторы отчета предупреждают, что их успех будет зависеть от целенаправленного внедрения.
Этот вопрос стоит на первом месте для многих, поскольку 95% руководителей отмечают, что создание или поддержание индивидуальности будет важным или очень важным для их ИИ-агентов, работающих с клиентами, в течение следующих трех лет.
От кода к кинетике: придание LLM осязаемости
Еще одна тема, затронутая в исследовании, — переход машинного интеллекта в физический мир: робототехника вступает в переломную эпоху, обусловленную развитием базовых моделей. Роботы, которые раньше были ограничены повторяющимися задачами и жестким программированием, теперь превращаются в динамические системы, способные рассуждать, понимать окружающую обстановку и разумно реагировать на сложные инструкции, утверждают в Accenture.
Эта эволюция, обусловленная инновациями в области больших языковых моделей (LLM), языково-визуальных моделей и базовых моделей робототехники, позволяет роботам достичь большей автономности и универсальности, а также расширяет возможности их применения в различных отраслях.
Интеграция базовых моделей устраняет давние барьеры, позволяя роботам эффективно работать в разнообразных и непредсказуемых условиях. Задачи, которые раньше требовали тщательного программирования, например, поиск конкретного предмета на основе голосового запроса, теперь выполняются с помощью более интуитивных взаимодействий.
Этот сдвиг делает робототехнику доступной для более широкого применения, утверждается в отчете, переводя роботов из специализированных промышленных систем в роли, которые непосредственно взаимодействуют с людьми и решают повседневные задачи. Успешное взаимодействие с людьми будет иметь ключевое значение, и 80% руководителей считают, что общение на естественном языке повысит доверие и сотрудничество между людьми и роботами.
В отчете также рассматривается развитие аппаратного обеспечения робототехники, которое должно соответствовать универсальности ПО. В то время как внутренние компоненты все больше настраиваются для повышения эффективности, общий дизайн склоняется к конфигурациям общего назначения, таким как гуманоидные формы, которые могут легко перемещаться в пространстве, ориентированном на человека. Эти инновации открывают перед компаниями возможности для оптимизации рабочих процессов и поиска приложений, которые раньше были непрактичны или невозможны.
И в этом случае важную роль играет ответственность: 75% руководителей согласны с тем, что при внедрении роботов в физические объекты организациям необходимо будет учитывать принципы ответственного ИИ.
От автоматизации к автономности
Наконец, несмотря на то, что руководители всех отраслей спешат воспользоваться трансформационным потенциалом ИИ, опасения по поводу его влияния на рабочие места и недоверие сотрудников замедляют процесс внедрения.
По мнению Accenture, ключ к преодолению этого барьера лежит в том, чтобы сделать генеративный ИИ доступным и дать сотрудникам возможность использовать его творчески. В отличие от традиционных подходов к автоматизации, основанных на принципе «сверху вниз», генеративный ИИ обеспечивает динамику сотрудничества, при которой работники могут брать на себя инициативу в разработке решений и внедрении инноваций. Переключившись с автоматизации на поощрение самостоятельности, предприятия могут раскрыть новые навыки, повысить вовлеченность и стимулировать инновации на всех уровнях. Например, маркетолог может использовать анализ данных на основе ИИ для проверки новой идеи, а водитель грузовика — создать прототип приложения для оптимизации погрузочно-разгрузочных процессов.
Такой подход «снизу вверх» не только улучшит рабочие процессы, но и создаст культуру инноваций, в которой каждый сотрудник будет вносить свой вклад в развитие, утверждают в Accenture. Доверив сотрудникам творческую инициативу, компании смогут добиться того, что ИИ станет инструментом расширения возможностей, а не источником неопределенности.
Предприятия настроены оптимистично: 95% руководителей ожидают, что в ближайшие три года задачи, выполняемые их сотрудниками, умеренно или значительно изменятся в сторону инноваций, учитывая приток автоматизации, обеспечиваемый ИИ. Но есть и страшный пробел в навыках, который необходимо преодолеть: 68% руководителей заявили о необходимости повышения квалификации/переподготовки своих сотрудников по инструментам и технологиям ИИ в течение следующих трех лет.
Согласно Accenture, материалы для отчета 2025 г. были получены от внешнего консультативного совета, состоящего из более чем двух десятков экспертов, представляющих научные круги, бизнес и государственный сектор. Первичное глобальное исследование включало два параллельных опроса более 4000 руководителей компаний из 21 отрасли и 28 стран и более 12 000 потребителей, проведенных с октября по декабрь 2024 г.
«Наше
Эти идеи говорят о том, что будущее ИИ будет зависеть не только от технологий, стоящих за ним, но и от полного переосмысления того, как люди и машины могут работать вместе, чтобы создать более «умный» и динамичный мир.