Обычно в это время года мы смотрим в будущее, и будущее искусственного интеллекта не очень радужно для людей, пишет на портале BigDATAwire Роб Эндерле, президент и главный аналитик Enderle Group.

OpenAI выпустила свой шаблон для AGI (Artificial General Intelligence, общий ИИ), и хотя это делает более вероятным достижение AGI в ближайшем будущем, эта конструкция AGI будет не помогать человеку стать лучше, а работать над его заменой.

Согласно определению, AGI представляет собой высокоавтономные системы, которые превосходят человека в выполнении наиболее экономически выгодной работы, приносящей пользу всему человечеству. Хотя последние четыре слова, похоже, пытаются развенчать части определения о «превосходстве» AGI, вывод напрашивается сам собой: AGI, когда созреет, заменит нас, а «выгода» будет заключаться в том, что мы больше не сможем работать, потому что AGI будет делать эту работу за нас в автономном режиме. Если к тому времени у нас не будет чего-то вроде всеобщего безусловного базового дохода, то появится много очень расстроенных бездомных людей, лишенных работы. Эпизод «Сумеречной зоны» под названием «Мозговой центр у Уиппла» еще в 1964 г. исследовал этот исход, и тогда тоже ничем хорошим это не закончилось.

Давайте поговорим о том, на чем нам нужно сосредоточить внимание ИИ, чтобы этот ужасный исход не стал неизбежным в нашем будущем.

Искусственный интеллект в HR

Штатные подразделения обычно недофинансируются, и отдел кадров (HR), как правило, не является исключением. HR-служба была задумана как альтернатива профсоюзам, которая позволяла заботиться о сотрудниках, не создавая проблем, которые призваны создавать профсоюзы. Когда HR работает хорошо, профсоюзы становятся ненужными. Однако недавний рост интереса к вступлению в профсоюзы в США — это лишь одно из свидетельств того, что HR в значительной степени превратилась в организацию, занимающуюся соблюдением нормативных требований, и не уделяет должного внимания созданию лучшего места работы, где сотрудники знают свое место, понимают, что нужно сделать, чтобы продвинуться по службе, а проблемы с руководством редки и в основном решаются справедливым и равноправным образом.

Сегодня ИИ не нацелен на то, чтобы повысить эффективность работы людей, обеспечить баланс между работой и личной жизнью или помочь новым сотрудникам освоиться в новой компании. ИИ можно было бы научить давать сотрудникам рекомендации по необходимой переподготовке до того, как их навыки устареют, помогать им выбирать карьерный путь, который лучше соответствует их интересам и способностям, и более эффективно обеспечивать здоровый баланс между работой и личной жизнью.

Хотя сотрудников необходимо поощрять за продвижение по службе, сегодня они слишком часто чувствуют, что их труд не ценится, и не понимают, что являются неотъемлемой частью своих компаний и как их вклад влияет на результаты работы фирмы. Томас Уотсон-младший, которого часто считают истинной силой, стоящей за подъемом IBM, обычно посещал свои предприятия, случайно встречался с сотрудниками относительно младшего звена и спрашивал их, какой вклад они вносят в достижение целей IBM. Если они не могли ответить удовлетворительно, он не наказывал их, а наказывал их руководителей.

ИИ может дать сотруднику более полное представление о его индивидуальной значимости и тем самым лучше проинформировать его о том, какие приоритеты ему следует расставить, если он хочет продвинуться по службе. Этот же ИИ может лучше информировать руководство о сотрудниках, которые добиваются бóльших успехов, и указывать на тех, кто топчется на месте и присваивает себе чужие заслуги.

Вместо того чтобы заменять людей, ИИ может быть использован для того, чтобы помочь им стать более эффективными, более лояльными, а также улучшить жизнь как на работе, так и дома.

ИИ как цифровой помощник

Агентный ИИ используется преимущественно для замены людей, например в продажах или поддержке клиентов. Но в первую очередь он должен позволить сотрудникам делегировать такие задачи, как заполнение форм, создание отчетов о состоянии дел, обеспечение качества (например, комментирование кода) и решение множества раздражающих задач, с которыми сталкивается каждый сотрудник и которые имеют мало общего с реальным рабочим продуктом.

В качестве цифрового помощника он мог бы своевременно давать советы по принятию решений, чтобы эти решения лучше отвечали потребностям человека и компании.

По оценкам, существует семь уровней ИИ-агентов; по крайней мере, некоторые из них должны быть направлены на помощь сотрудникам в совершенствовании и переподготовке, чтобы они стали и оставались ценными контрибуторами в будущее компании.

Заключение

Как и в старом эпизоде «Сумеречной зоны», ИИ, на мой взгляд, чрезмерно сосредоточен на обеспечении денежных выгод, заменяя, а не помогая сотрудникам или дополняя их. Если эта тенденция сохранится, то не только снизится качество, но и возрастут проблемы с сотрудниками, и этот путь, как мне кажется, в конечном итоге станет неустойчивым.

Нам нужно сосредоточить усилия ИИ на том, чтобы сделать работников лучше и тем самым обеспечить качество создаваемого ИИ, а также улучшить условия труда для всех. Если мы не сделаем этого, ИИ и работники будут все чаще вступать в конфликт, который, скорее всего, не закончится хорошо ни для ИИ, ни для людей, которых он вытесняет. Люди — это основа будущего ИИ, и если мы не будем использовать ИИ для улучшения наших людей, то будущее как для работников, так и для ИИ, скорее всего, будет катастрофическим.