До 30% текущего рабочего времени может быть автоматизировано, что предвещает появление новых операционных моделей, таких как «сервис как ПО» (service-as-software), пишет на портале AI Business Карли Калпала, руководитель отдела стратегических преобразований Digital Workforce.

Когда во время Второй промышленной революции электрический двигатель заменил паровой, это был не просто технологический скачок — он переопределил организацию труда. Паровые двигатели требовали больших централизованных заводов, но электромоторы позволили производителям полностью переосмыслить производственные схемы. Результат? Каскад инноваций, которые определяли развитие промышленности на протяжении десятилетий.

Сегодня мы стоим на пороге еще одной подобной трансформации. Появление агентов искусственного интеллекта — программных объектов, способных автономно принимать решения, — готово изменить бизнес-ландшафт так же, как когда-то это сделали электромоторы. По прогнозам Gartner, к 2028 г. 33% корпоративных программных приложений будут интегрированы с агентным ИИ, в то время как в 2024-м этот показатель составил менее 1%. Такие агенты смогут автономно принимать 15% рутинных бизнес-решений, открывая новые уровни эффективности, масштабируемости и инноваций.

Но как будет происходить этот сдвиг? Давайте рассмотрим три основных способа, с помощью которых агенты ИИ преобразуют рабочее место: реорганизация работы, демократизация возможностей и создание новых операционных моделей.

1. Реорганизация работы

Появление электродвигателей освободило промышленность от ограничений централизованной мощности. Точно так же агенты ИИ освобождают компании от жестких, ориентированных на человека рабочих процессов.

Рассмотрим пример корпоративной заявки на кредит в традиционном банке. В настоящее время этот процесс включает в себя множество шагов: менеджер по работе с клиентами собирает данные о клиенте, группа кредитной оценки рассматривает их, и еще одна группа принимает окончательное решение. Такая последовательная структура отражает систему, построенную с учетом человеческих ограничений, в которой информация линейно перемещается между ролями.

Теперь представьте себе агента ИИ, интегрированного в этот процесс. Работая вместе с менеджером по работе с клиентами, агент мог бы анализировать данные в режиме реального времени, проводя оценку кредитоспособности по мере поступления информации. Вместо того чтобы ждать решения 25 дней, клиент может получить одобрение всего за 14 дней. Результат? Более быстрое обслуживание клиентов и более быстрое получение дохода для банка.

Благодаря параллельным рабочим процессам и структурам, ориентированным на результат, ИИ-агенты позволят компаниям выйти за рамки ролей, основанных на выполнении задач, и перейти к более гибкому и эффективному способу работы.

2. Демократизация возможностей

Трансформационные технологии, как правило, снижают барьеры для входа. Подобно тому, как электричество сделало промышленные мощности доступными для предприятий любого размера, агенты ИИ делают передовые когнитивные возможности доступными для более широкого круга организаций.

Однако, чтобы стать по-настоящему преобразующими, агенты ИИ должны масштабироваться. Агенты корпоративного уровня — это решения, разработанные с учетом жестких требований современного бизнеса. Они:

  • определяются бизнес-пользователями на естественном языке;
  • работают 24 часа в сутки 7 дней в неделю, часто без присмотра;
  • легко интегрируются с корпоративными системами данных;
  • отвечают требованиям корпоративной безопасности, поскольку вся обработка происходит внутри компании;
  • поддаются аудиту, обеспечивая прозрачность и соответствие требованиям.

Масштабирование агентов ИИ на сотни или тысячи рабочих процессов — задача не из легких. Хотя некоторые организации могут попытаться создать собственные агенты, опыт и ресурсы, необходимые для создания безопасных и масштабируемых агентов, часто превышают внутренние возможности. В результате многие компании обратятся к готовым агентам, которые можно быстро развернуть и масштабировать.

Такая демократизация означает, что даже небольшие компании, ранее не имевшие доступа к передовой автоматизации, смогут конкурировать на равных.

3. Новые операционные модели

К 2030 г., по оценкам McKinsey, операции, занимающие до 30% текущего рабочего времени, могут быть автоматизированы, что предвещает появление новых операционных моделей, таких как «сервис как ПО».

В отличие от традиционного SaaS (Software-as-a-Service), где ПО поддерживает работу человека, сервис как ПО использует агентов ИИ для выполнения работы. Например, бренд, работающий по принципу прямого взаимодействия с потребителями, может задействовать агента ИИ для поддержки клиентов. В отличие от чат-ботов, которые сортируют запросы и передают их человеческим агентам, ИИ-агент будет решать проблемы автономно. Интегрированный с корпоративными данными, он сможет анализировать запросы клиентов, находить решения и отвечать на естественном языке — и все это без участия человека.

Для инвесторов и технологических компаний это очень важно, поскольку объем этого привлекательного для них рынка в 10 раз превышает объем рынка SaaS. Технологические компании смогут также выставлять счета за сервисо-подобную работу, которую выполняет их ПО — а это рынок, способный привести в движение следующую волну гиперскейлеров.

Для предприятий такой сервис как ПО повышает эффективность, сокращает количество необходимых внешних услуг и высвобождает сотрудников, чтобы они могли сосредоточиться на более важных задачах. По мере развития этих операционных моделей сервисные компании могут принять различные стратегии ценообразования на услуги агентов ИИ: от агентов общего назначения, предоставляемых по подписке, до оплаты на основе результатов для специализированных решений.

Подготовка к эре агентов ИИ

Воздействие агентов ИИ не проявится полностью в одночасье. Исторически сложилось так, что трансформационным технологиям требуются годы, а то и десятилетия, чтобы изменить общество. Хотя агенты ИИ уже демонстрируют свой потенциал, их широкое внедрение будет зависеть от решения таких проблем, как доступность данных и готовность организаций.

Тем не менее, траектория развития очевидна. Вопрос для современных руководителей заключается не в том, изменят ли агенты ИИ рабочее место, а в том, как они подготовят свои организации к процветанию в эту новую эпоху. Подобно тому, как компании, внедрившие электромоторы, опередили своих конкурентов, работавших на паровом ходу, те, кто признает преобразующую силу агентов ИИ, обеспечат себе долгосрочный успех и смогут заблаговременно воспользоваться преимуществами Четвертой промышленной революции.