Ави Перес, соучредитель и технический директор Pyramid Analytics, рассказал порталу Information Age о том, как глубокая интеграция аналитики данных с использованием больших языковых моделей (LLM) в повседневные приложения открывает перед бизнес-пользователями новые возможности во всех сферах применения.
Аналитика данных давно стала неотъемлемой частью делового мира, но теперь ИИ делает ее лучше и сильнее. Нетехнические заинтересованные стороны все больше привыкают использовать чатботы с генеративным ИИ (GenAI), чтобы задавать вопросы о бизнес-данных. Усовершенствованные аналитические системы, способные обрабатывать огромные массивы данных и быстро получать выводы, становятся настольными, а масштабируемые, интуитивно понятные решения предоставляют эти возможности компаниям любого размера.
По словам Ави Переса, следующий рубеж — это встроенная аналитика, когда люди могут получить доступ к расширенным возможностям интеллектуального принятия решений в любом используемом ими приложении. Если это звучит знакомо, то потому, что концепция встроенной аналитики существует уже давно. Однако, как объясняет Перес, новое поколение встроенной аналитики — это совершенно другая история.
«В прежние времена встроенная аналитика, как правило, представляла собой урезанную веб-реализацию полноценного аналитического инструмента, — говорит он. — Новое поколение встроенной аналитики реализуется с помощью того, что мы называем „инъекцией“, которая обеспечивает сверхбыстрый, сверхлегкий, очень эффективный набор возможностей, имеющих ключевое значение для хостинг-приложения».
Включение функций GenAI позволит отправлять запросы на естественном языке и откроет доступ к аналитике для пользователей, которые не знакомы с наукой о данных или не особо разбираются в аналитике.
В то же время, как отмечает Перес, новое поколение встроенной аналитики находится в зачаточном состоянии. Реализация многих преимуществ еще только ожидается, и необходимо преодолеть ряд проблем, прежде чем встроенная аналитика сможет реализовать свой потенциал.
Встроенная аналитика — это доступная аналитика
Идея встроенной аналитики заключается в том, чтобы свести на нет значительную часть трений, связанных с получением инсайтов на основе данных. Теоретически пользователи, работающие в бизнес-подразделениях, уже давно могут просматривать нужные им инсайты, пользуясь возможностью импортировать их в выбранный ими инструмент самообслуживания бизнес-аналитики (self-service business intelligence, SSBI).
Однако на практике это нарушает рабочий процесс и прерывает цепочку мыслей, поэтому многие люди предпочитают не переключаться. Еще меньше вероятность того, что они сделают это, если им придется вручную экспортировать и переносить данные в другой инструмент. Это означает, что они упускают возможность получать инсайты именно тогда, когда они могут быть наиболее ценными для принятия решений.
Пользователь может работать с получаемыми от встроенной аналитики графиками и инсайтами одновременно с тем, над чем он работает в данный момент — будь то бухгалтерское приложение, CRM, платформа для управления социальными сетями или что-то еще. «Это гораздо более интуитивно понятно, гораздо более функционально, если все находится в одном месте, — говорит Перес. — Кроме того, в целом люди, использующие подобные бизнес-приложения, не являются техническими специалистами, поэтому чем сложнее вы сделаете для них анализ, тем меньше они будут им пользоваться».
Ожидания высоки
Все это выглядит впечатляюще. Но Перес подчеркивает, что на пути к расцвету встроенной аналитики существует ряд препятствий. Предприятиям следует помнить о них, когда они пытаются разработать собственные решения или найти поставщиков, которые смогут их предоставить.
Прежде всего, высоки технические требования. Чтобы соответствовать современному набору бизнес-инструментов, встроенная аналитика должна быть чрезвычайно быстрой, легкой и очень масштабируемой, иначе она рискует снизить производительность всего приложения.
«По мере того как веб-разработка переходит к одностраничным приложениям с использованием таких фреймворков, как Angular и React, становится все более важным, чтобы встроенные объекты были легкими, эффективными и масштабируемыми. С точки зрения встраиваемых реализаций для разработчика это, пожалуй, одна из самых важных вещей, на которые следует обратить внимание», — советует Перес.
Кроме того, по его словам, безопасность — это еще одна гигантская проблема и головная боль для всех. «Обычно пользователь заходит в хостинг-приложение, а затем запрашивает нужные ему данные, а это подразумевает наличие слоя безопасности». Найти баланс между необходимостью быстрого доступа к соответствующим данным и необходимостью соблюдения правил защиты данных и обеспечения безопасности вашей собственной конфиденциальной информации может оказаться сложной задачей.
Трудности интеграции
Кроме того, главное преимущество встроенной аналитики заключается в том, что она делает инсайты легкодоступными для бизнес-пользователей. «Она должна быть очень простой в использовании, не требующей предварительного обучения, должна принимать и понимать все виды запросов, и, что еще важнее, она должна беспрепятственно работать с внутренними данными компании», — говорит Перес.
Обычно это означает интеграцию GenAI, чтобы пользователи, не владеющие техникой, могли задавать запросы на естественном языке и получать ответы, понятные им самим. Это значительно расширяет доступность, но также увеличивает сложность. «Это может быть чрезвычайно сложной задачей, потому что нужно не только создать функциональность, но и направить запрос пользователя, например, через чатбот, через встроенный аналитический механизм на базовую платформу, которая должна обработать его и затем вернуть результат в хостинг-приложение, — объясняет он. — Другими словами, это очень сложный набор функциональных возможностей, которые должны быть доступны в хост-приложении через встроенное приложение, и это очень сложный процесс, поскольку он должен быть легким, быстрым и эффективным».
Приложения, ориентированные на клиентов, поднимают планку на несколько уровней выше
По словам Переса, обеспечить безопасность, доступ и производительность относительно проще, если встроенное аналитическое решение предназначено только для внутреннего использования.
В этом случае все домены принадлежат вашей компании, нет выхода в Интернет, и вы можете контролировать клиентскую среду. «В такой ситуации гораздо проще осуществить быстрое внедрение, которое не вызовет у вас большого стресса», — говорит Перес.
Однако все становится сложнее, если вы создаете приложение, ориентированное на клиента, что является преобладающей тенденцией. «Оно должно хорошо выглядеть, работать со всей этой чудесной функциональностью, быть очень безопасным и высокопроизводительным, — объясняет он. — И весь этот стек должен быть собран в единое целое, быть полностью работоспособным, очень эффективным, очень быстрым и волшебным образом появиться на чужом сайте, без того чтобы кто-то там пошевелил пальцем. И при этом нельзя даже заикнуться о двухлетнем цикле разработки. Это очень высокая планка функциональности, которую необходимо соблюсти».
Будущее за встроенной аналитикой
GenAI предлагает совершенно новый набор возможностей и функций для встроенной аналитики. Предприятия могут рассчитывать на более демократичный мир данных, где релевантные инсайты станут неотъемлемой частью рабочего процесса каждого бизнес-пользователя. На этом пути есть свои препятствия, но при наличии правильных партнеров и тщательном планировании интуитивная встроенная аналитика может стать нормой.