Аналитики Gartner поделились на недавнем саммите Data & Analytics Summit своими соображениями о современных трендах в области данных и аналитики, сообщает портал BigDATAwire.

То, что движет крупные предприятия вперед — в области битовых данных и аналитики, да и в любой другой сфере, — не обязательно то, о чем все говорят. Хайп пронизывает наше общество, как никогда раньше, но компании с миллиардными оборотами, как правило, склонны скрывать свои карты от посторонних глаз. Вместо того чтобы с головой окунуться в новейшие разработки, они предпочитают тщательный анализ.

Благодаря тесным партнерским отношениям с крупными предприятиями Gartner, как правило, является выразителем рациональности, когда речь идет об инвестициях в ИТ. Ее знаменитая «кривая хайпа» отражает тот факт, что новые технологии часто «сгорают», не успев принести пользу, а другим требуются годы, чтобы стать зрелыми. Этому подходу не всегда сопутствуют громкие и смелые заголовки, но зато он позволяет добиться внимания людей, которые носят дорогие костюмы и контролируют кошельки.

Итак, что же, по мнению специалистов Gartner, происходит в мире данных и аналитики? В какие новые технологии или методы, по их мнению, компаниям следует инвестировать? Являются ли генеративный ИИ и ИИ-агенты оправданными инвестициями, или они тоже сойдут на нет? У Gartner есть мнение по этим вопросам.

Для начала давайте посмотрим на список девяти главных тенденций в области данных и аналитики, составленный вице-президентом Gartner по аналитике Гаретом Хершелом:

  1. Продукты данных с высокой степенью потребления.
  2. Решения для управления метаданными.
  3. Мультимодальная ткань данных.
  4. Синтетические данные.
  5. Агентная аналитика.
  6. Агенты ИИ.
  7. Малые языковые модели (SLM).
  8. Композитный ИИ.
  9. Платформы интеллектуального принятия решений.

В списке присутствуют некоторые технологии, вызывающие шумиху, а именно агентная аналитика, агенты ИИ и SLM. У этих областей определенно есть потенциал (например, посмотрите, что Alation и Immuta делают с агентным ИИ в области управления данными).

Но остальная часть списка довольно обыденна с точки зрения хайпа. Продукты данных, управление метаданными и ткань данных — это не обязательно самоцель, а скорее основополагающие компоненты, которые командам данных и аналитики (D&A) было бы неплохо создать, прежде чем пытаться создавать продукты аналитики и ИИ более высокого порядка. То же самое можно сказать и о платформах композитного ИИ и интеллектуального принятия решений, которые являются противоположностью тенденции «Давайте все переведем на ChatGPT», захватившей некоторые сегменты аналитики и ИИ в последние два года.

Каждая корпоративная среда отличается от другой — организации, работающие в сфере научных и технических вычислений, имеют дело с разными данными и предъявляют разные требования. Однако у крупных предприятий достаточно много общего, чтобы технический директор одной компании мог понять, как успех другой компании в построении прочных основ D&A может привести к их собственному успеху в этой области, что является неотъемлемой частью метода Gartner.

Борьба с трудностями в сфере D&A

Мы все подвержены «синдрому блестящего объекта», и генертивный ИИ (GenAI) определенно является последним блестящим объектом, который украл все наше внимание.

В любом случае, внедрение ИИ и аналитики — дело непростое, и то, как вы реагируете на вызовы, многое говорит о том, добьетесь ли вы в итоге успеха или потерпите неудачу. Вице-президент-аналитик Gartner Курт Шлегель дал несколько мудрых советов, в которых мало шумихи и много сути.

  • Задача № 1: установить доверие. Предоставьте ключевым заинтересованным сторонам информацию о тенденциях в отрасли и технологиях — сосредоточьтесь на их влиянии, а не на шумихе.
  • Задача № 2: продемонстрировать преимущества. Увяжите болевые точки и возможности данных с целями организации, выявив, что мешает принятию решений на основе данных, и определив их влияние на результаты бизнеса.
  • Задача № 3: выработать подход, ориентированный на решения. Современная стратегическая архитектура данных и аналитики способствует повышению качества данных и управлению ими как источниками для получения инсайтов в реальном времени и принятия оперативных мер в рамках всех функций.
  • Задача № 4: сосредоточиться не только на технологии. Подход, ориентированный на поиск решений, требует глубокого понимания проблемы и ее причины. Как только проблема будет понята, определите или создайте решение для ее устранения. Технологии быстро меняются, поэтому будьте открыты для новых возможностей.
  • Задача № 5: распределите обязанности между бизнесом и ИТ. Создайте гибридную многоуровневую организационную модель и определите, где в ней находятся глобальный хаб и роль директора по данным и аналитике (CDAO). Сбалансируйте традиционные и новые роли и активно взаимодействуйте с доменными ролями.

GenAI и агенты

У Gartner есть защитное силовое поле против шумихи, которое в целом защищает ее аналитиков от искушения поддаться тенденции «Давайте все переведем на ChatGPT» в области D&A. Но люди в Gartner не глупы, и они признают, что GenAI обладает реальным потенциалом для повышения эффективности целого ряда D&A-задач.

По словам Сумита Агарвала, вице-президента-аналитика Gartner, в сфере GenAI доминируют большие языковые модели (LLM), но в будущем возможно распространение SLM. «С момента появления архитектуры трансформеров в 2017 г. наиболее значительные достижения в области обработки естественного языка были обусловлены увеличением размеров моделей и обучающих наборов данных с миллионов до триллионов параметров, что привело к экспоненциальному росту возможностей», — напоминает он.

Однако эта тенденция может не сохраниться. В частности, SLM могут обеспечить преимущества в локальных или частных облачных сценариях, где обрабатывается конфиденциальная информация. По словам Агарвала, SLM также имеют преимущества в плане настраиваемости модели, что приводит к повышению точности, устойчивости и надежности. Наконец, предприятия могут еще больше увеличить свои шансы в GenAI, внедряя свои «статические организационные знания» непосредственно в SLM, что может снизить затраты и повысить эффективность, говорит он.

Агентный ИИ стал последней горячей точкой в ИИ, вызывающей ажиотаж в сообществе D&A-специалистов, особенно в том, что касается автоматизации ручного управления данными и задач регулирования, как это делают компании Alation и Immuta. Бен Ян, директор-аналитик Gartner, рекомендует компаниям готовиться к внедрению агентного ИИ, прежде всего определив приложения, в которых агенты могут принести большую пользу. «Подготовьте команды разработчиков ПО к кардинально новой практике, в которой агенты ИИ имеют смысл», — говорит он.

Ян также предлагает предприятиям повысить грамотность в области ИИ, учитывая, что внедрение агентов ИИ «подразумевает более глубокое понимание композитных ИИ-методов», которые используют несколько методов ИИ, таких как традиционная наука о данных, машинное обучение, графы знаний и методы оптимизации. Наконец, люди должны подготовиться к следующему этапу развития ИИ-агентов, ознакомившись со «средами программного моделирования», говорит Ян.

«Турбонаддув» традиционных аналитических рабочих процессов — одна из областей, в которой GenAI может обеспечить повышение производительности. Рита Саллам, заслуженный вице-президент-аналитик Gartner, поделилась своими соображениями о том, какое влияние GenAI окажет на аналитику. По ее словам, для начала GenAI ускорит темпы ведения бизнеса, обеспечит более взаимосвязанную экосистему и создаст условия для непрерывного обучения и совершенствования. Задача состоит в том, чтобы использовать ИИ так, чтобы это приносило пользу бизнесу, и при этом справляться с рисками, связанными с расширяемостью и этикой ИИ.

«Перцептивная аналитика использует рассуждения на основе LLM и агентов ИИ для достижения проактивного, контекстного и ориентированного на результат принятия решений, — отмечает Саллам. — К 2027 г. возможности расширенной аналитики воплотятся в автономных аналитических платформах, которые будут полностью управлять и выполнять 20% бизнес-процессов».