Мы часто рассуждаем об искусственном интеллекте через призму индивидуальной производительности — автоматизации задач, ускорения рабочих процессов и снижения затрат. Но есть нечто гораздо более мощное — и гораздо менее обсуждаемое — влияние генеративного ИИ (GenAI) на команды. Он не просто берет на себя решение задач, а меняет то, как люди работают вместе, пишет в корпоративном блоге Фредерик Жирон, вице-президент, старший директор по исследованиям Forrester.
Такой вывод можно сделать из одного из самых захватывающих исследований, которые я видел в этом году, — масштабного эксперимента, проведенного с участием 776 специалистов (из коммерческих и R&D-подразделений) компании Procter & Gamble в сотрудничестве с исследователями из Гарварда, Уортона и ESSEC.
Вопрос, который они задали, был смелым: «Может ли ИИ выступать в роли партнера по команде?». Это просто инструмент, или он делает реальный вклад в динамику, производительность и эмоциональный опыт команды? Выводы исследователей должны вдохновить любого технологического и бизнес-руководителя, переосмысливающего операционную модель совместной работы на предприятии с применением ИИ.
ИИ заменяет и дополняет человеческое сотрудничество
В традиционных условиях команды превосходят отдельных людей за счет интеграции различных точек зрения. Но что происходит, когда человек работает в паре с GenAI? Исследование показало, что люди, использующие GenAI, не уступают в производительности человеческим командам, работающим без него. Более того, команды с GenAI превзошли всех остальных, создавая решения более высокого качества, быстрее и с более подробным описанием. Речь идет о реальных бизнес-задачах, с которыми сотрудники P&G сталкиваются в своей повседневной работе.
ИИ разрушает разрозненность
Если вы когда-нибудь руководили межфункциональной командой, вы видели, что идеи людей отражают их сферу деятельности. Люди, занимающиеся R&D, предпочитают технические аспекты. Коммерсанты склоняются к рыночным аспектам. Совместная работа помогает объединить эти идеи, но для этого требуется время, доверие и итерации.
Но вот что изменилось благодаря ИИ: эта разрозненность начала растворяться. С помощью GenAI специалисты по исследованиям и разработкам и коммерческие специалисты разрабатывали решения, которые были сбалансированы и включали в себя как технические, так и коммерческие аспекты. Интерфейс GenAI подтолкнул их к этому. Он помог им мыслить шире, чем обычно. Другими словами, GenAI обеспечивает межфункциональное мышление на этапе создания чего-либо. Это не автоматизация задач. Это значимый интеллектуальный вклад. Для CIO это открывает возможность переосмыслить то, как мы формируем команды, как мы определяем роли и как мы строим совместную работу.
ИИ делает работу более человечной
Есть еще одно измерение, и оно, возможно, самое удивительное. Мы склонны ассоциировать внедрение технологий с трением, стрессом и перегрузкой. Но не здесь. Участники исследования, использующие ИИ, отмечали значительно более высокие положительные эмоции: больше воодушевления, больше энергии, меньше разочарования. Фактически, люди, работающие с ИИ, испытывали такие же положительные эмоции, как и люди, работающие в командах, состоящих только из людей. А когда члены команды использовали ИИ вместе, эмоциональная вовлеченность возрастала еще больше.
Когда в последний раз мы видели, чтобы технология повышала моральный дух?
1 + 1 + ИИ = 5
Это не просто история о производительности. Это история о людях. При правильном использовании ИИ не просто выполняет работу, он заставляет людей чувствовать себя более уверенными, более творческими и более связанными с работой. Это и есть истинное расширение возможностей. Вот почему 1 + 1 + ИИ не равно 3. Эта сумма равна 5.
Отметим, что исследование проводилось с использованием моделей предыдущего поколения, не оптимизированных для командного взаимодействия. Представьте, что станет возможным, когда технологические и бизнес-руководители начнут внедрять в рабочие процессы ИИ, спроектированный для совместной работы. Ведь мы перейдем от использования GenAI в качестве инструмента для автоматизации задач к переосмыслению рабочих процессов и интеграции его в качестве основного механизма, определяющего как команды думают, решают и создают вместе. Потому что будущее работы — не просто в скорости. Оно более человечное, более инклюзивное и — если мы сформируем его правильно — более удивительное, чем мы могли себе представить.