ERP МойСклад назвал тренды рынка SaaS в России.
В России набирают популярность SaaS-сервисы для коммуникаций в мессенджерах и чатах, а спрос на сервисы для продаж на маркетплейсах снижается.
Количество SaaS-компаний в России продолжает увеличиваться, однако не все направления показывают положительную динамику. В 2024 году одни сегменты демонстрировали уверенный рост, в то время как другие сталкиваются с падением спроса. На что делают ставки игроки рынка и какие сервисы теряют актуальность?
Анализ данных показывает, что некоторые сегменты рынка SaaS столкнулись с отрицательной динамикой. В первую очередь это:
— Сервисы для аналитики и продаж на маркетплейсах. Многие из них показывают убытки или минимальный рост. Основные причины: сокращение числа селлеров, развитие собственных личных кабинетов маркетплейсов и ужесточение конкуренции. По нашим прогнозам, в 2025 году количество таких сервисов значительно сократится.
— Телефония — еще одно направление, теряющее позиции. Это связано с ростом популярности мессенджеров и нежеланием молодого поколения использовать традиционные звонки для связи.
Облачные решения остаются востребованными в других сферах. Быстрорастущие сферы:
· Коммуникации в мессенджерах и чатах. Заметный рост наблюдается у компаний, предлагающих решения для коммуникаций в мессенджерах. Это обусловлено как снижением эффективности звонков, так и уменьшение эффективности e-mail рассылок. Вместе с тем персональная коммуникация с клиентом при падении спроса становится важнейшим фактором при продажах.
· Поездки для бизнеса. Автоматизация бизнес-поездок: удобный инструмент для компаний, который заметно снижает нагрузку с менеджеров, в то же время их рост обусловлен как удобством, так и наращиванием деловой активности.
· Автоматизация строительства показывает рост выручки. Это связано с необходимостью оптимизировать расходы, в условиях падения спроса из-за высоких ставок по кредитам, так и с ростом самого рынка и объемов строительства, в том числе из-за новых территорий.
· Автоматизация HoReCa. Растет выручка у сервисов для отелей и общепита. Это объясняется в первую очередь развитием внутреннего туризма, развитием культуры отдыха и питания вне дома.
· Управление репутацией и работа с отзывами. Отзывы и работа с репутацией — важный фактор для продажи, 73% потребителей не готовы купить товар, если на него нет отзывов. Для онлайн-торговли роль отзывов и репутации являются важным фактором покупки.
· Автоматизация HR. HR-сервисы растут постепенно из года в год. Компании оценили их удобство, они позволяют автоматизировать многие процессы, например, отпуска, командировки, документы.
· Развиваются маркетинговые сервисы: рассылки, мессенджеры, платформы для блогеров, системы для создания воронок продаж. В условиях высокой ключевой ставки и падающего спроса важно удерживать клиента. В то же время в 2024 году без внешней рекламы стало невозможно продать товар на маркетплейсах, именно поэтому мы наблюдает рост у компаний, предлагающих решения для подбора блогеров.
Из РФ ушли западные сервисы поддержки, что способствовало развитию российских платформ. Скорее всего, в этом году объемы выручки этих компаний вырастут еще сильнее.
Также можно отметить тенденцию наметившегося роста у компаний (пока это в основном стартапы с небольшой выручкой), которые импортозаместили ушедшее ПО. Пока рост незначительный, так как в 2024 году была миграция, доработка. Однако уже сейчас виден интерес к таким продуктам как управление проектами, интерактивные доски, управление бизнес-процессами, автоматизация поддержки.
Малый бизнес растет как по количеству компаний, так и по оборотам, поэтому запрос на автоматизацию увеличивается. С другой стороны, маркировка товаров, онлайновая торговля, кассы заставляют предпринимателей автоматизировать торговлю.