Это, может быть, и не год Internet в президентской политике, но лихорадка в киберпространстве, нарастающая по мере приближения ноябрьских выборов, доказывает одну вещь: кандидаты уже вкусили прелесть нового инструмента организации предвыборной компании.
К середине февраля, когда первичные выборы в Нью-Гемпшире дали старт президентской кампании, большинство основных и многие второстепенные кандидаты отправились в World-Wide Web с “домашними” страничками, забитыми перечислением своих достижений, атаками на оппонентов и разъяснением своих позиций по проблемам этого года.
“Internet это мощный инструмент обращения к простым людям, сказал Дэвид Кинг, профессор публичной политики правительственной школы имени Джона Кеннеди Гарвардского университета (Кеймбридж, шт. Массачусетс). Он может создать новую машину американской политики ПК”.
Однако пока использование Сети кандидатами в лучшем случае повторяет ситуацию в области электронной торговли: потенциал огромный, но еще не все готово для широкого использования.
"Пока еще для большинства организаторов предвыборных кампаний Web “не по зубам”, они только учатся, как наиболее эффективно использовать ее, чтобы дойти до потенциальных сторонников, сказал Нельсон Уорфилд, пресс-секретарь сенатора Боба Доула (республиканец, шт. Канзас). Как и на заре телевидения и радио, этот новый инструмент организации предвыборной кампании проходит период “утряски”, когда выясняют, что работает, а что нет".
Кандидаты отправляются на информационное “шоссе” так же, как и на сельские дороги Нью-Гемпшира, хотя, попадая в Сеть, они просто присоединяются к толпе.
“Мы впервые используем [Web], сказал К. Б. Форбс, помощник пресс-секретаря предвыборной кампании колумниста Пэта Бьюкенена (Маклейн, шт. Виргиния). Она дает нашим сторонникам доступ к информации, не прошедшей через фильтр обычных средств массовой информации”.
У президента Клинтона и вице-президента Гора нет официального местоположения (адреса) в Web, но, как и у большинства кандидатов, их сторонники и противники организовали множество неофициальных домашних страниц, посвященных кампании.
Представительница Клинтона заявила, что вскоре, когда предвыборная гонка развернется, будет создана и официальная страница, посвященная кампании за переизбрание.
В Web-репертуаре кандидатов пока еще отсутствует возможность интенсивного сбора средств, сказал Стивен Росс, профессор и директор New Media Workshop из Высшей школы журналистики при Колумбийском университете (Нью-Йорк).
"Кандидатам следует обращать больше внимания на Internet и более творчески подходить к возможностям Сети. Они используют эту технологию не так хорошо, как могли бы, заявил Росс, который опубликовал несколько исследований о том, как политики используют Internet. От 5 до 8 миллионов американских “киберсемей” входят в те 3540 миллионов, которые читают ежедневные и воскресные газеты и интенсивно потребляют информацию.
Именно эти люди ходят голосовать. Кандидаты пока не осознали этого".
Но некоторые из них начинают использовать этот факт. Например, Доул поместил на своем Web-адресе бланк для пожертвований, который можно заполнить и отправить по почте. Представитель кампании Доула заявил, что они принимали бы пожертвования и по Сети, но “проблема состоит в безопасности. Люди пока не чувствуют себя достаточно спокойно”, чтобы дарить деньги по Internet.
Однако уже возможно просить средства по Сети. Федеральная избирательная комиссия недавно выпустила решение о том, что кандидаты законно могут просить о пожертвованиях по Internet.
В самом ближайшем будущем комиссия планирует также подготовить решение о том, смогут ли CompuServe и другие онлайновые службы бесплатно предоставлять кандидатам пользовательские счета, не нарушая при этом законы о пожертвованиях на избирательную кампанию.
Паула Руни