На различных презентациях, семинарах и конференциях, проводимых как отечественными, так и зарубежными фирмами, нынешний 1996 год все чаще называют “годом домашнего компьютера”, и с этим трудно не согласиться. Спорить можно разве что с определением. Речь, конечно же, в большей степени идет о компьютере для дома, нежели о домашнем компьютере (см. статью “Домашние компьютеры в России” в PC Week/RE № 11/95). Но сути дела это, разумеется, не меняет: все больше персональных компьютеров приходит сегодня в дома россиян. Например, от 30 до 60% “писишек”, выпускаемых такими отечественными производителями, как “Вист” и R-Style Computers, покупается именно для домашнего использования, и следует отметить, что большинство из них работают на процессорах Pentium. Можно было бы привести и другие примеры, но поговорить в этой статье хочется несколько об ином.
K сожалению, сегодня можно уже с уверенностью констатировать, что уровень технической подготовки покупателя и, следовательно, потенциального пользователя ПК крайне низок. Оно и понятно. Если раньше покупка подобного рода устройства была “выстрадана” и человек, его приобретающий, обладал уж как минимум теоретическими познаниями в данном вопросе, то теперь ситуация существенно изменилась. Зачастую человек, покупающий компьютер для дома, очень плохо представляет себе, что это такое. Причин здесь, на мой взгляд, несколько, но самая главная из них заключается в компьютерной неграмотности большей части населения России.
В первую очередь от неподготовленности покупателей начинают страдать фирмы, связанные с розничной продажей компьютеров. На службы технической поддержки (обслуживания) таких компаний обрушивается просто шквал необоснованных претензий и требований. Я приведу лишь малую толику примеров того, с чем постоянно сталкиваются, например, сотрудники службы технического сервиса компании “Вист”.
Часть приходящих в салоны людей просто не понимают, зачем они приобрели машину, а это порождает звонки типа: “Я вчера купил у вас компьютер, ну и что мне теперь с ним делать?” Конечно, бывают клиенты и иного сорта, которые покупают технику с вполне “определенными” целями. Так, однажды в компьютерный салон приехал, как теперь говорят, “новый русский” и стал выбирать себе компьютер. Начал он с того, что потребовал самую последнюю и мощную модель, одним словом “самую крутую”. Ему предложили графическую станцию на базе микропроцессора Pentium Pro c 32 Мб оперативной памяти и 4-гигабайтным SCSI-винчестером (напомню, что SCSI произносится как “скази”). Так вот, “сказившийся” винчестер был сразу отвергнут, так сказать, “по определению”, а объем памяти увеличен вдвое до 64 Мб. На вопрос продавца, какие же, собственно, задачи будут решаться на столь производительной машине, покупатель не задумываясь ответил: "Моя в “Тетрис” любит играть. Ух, щас и оттащится!"
Как правило, неподготовленные покупатели не понимают, что компьютер это сплав аппаратного и программного обеспечения, причем без последнего он вообще “не дышит”. Часто “неработающая” мышка подключалась просто без драйвера, а “дефекты” клавиатуры были связаны с закрытием замка KeyLock. Кстати, с такой “поломкой” клиент приехал аж с Дальнего Востока, не доверив столь “тонкую” операцию, как “ремонт” клавиатуры, местному сервис-центру. Увлечение компьютерными играми доводит народ, можно сказать, до безумия. Забив винчестер под завязку подобными “прелестями”, взятыми невесть откуда, часто пытаются просто запустить все файлы с расширениями COM и EXE. Вот строки из письма: "Мы так и не смогли разобраться с игрой под названием “command. com”". Комментарии, как говорится, излишни. Ну а в пылу удаления неинтересных игр под “горячую” руку попадают почему-то ни в чем не повинные файлы системной конфигурации config.sys и autoexec. bat. Разумеется, компьютер тут же “ломается”.
О вреде пиратского программного обеспечения некоторые пользователи узнают после предъявления претензий типа: “Вы мне продали компьютер с процессором Pentium, а программа пишет, что это 486-й!” Понятно, что для определения конфигурации компьютера в данном случае наверняка использовалась устаревшая версия, например программы SysInfo из Norton Utilities. Ну, а о “воздействии” компьютерных вирусов на население можно рассказывать просто легенды. Одна женщина (кстати, завуч одной из московских школ) в ответ на то, что “неисправность” техники связана с обычным вирусом, заявила, что ей был продан уже “бывший в употреблении” компьютер. Надо думать, именно в той прошлой жизни этот компьютер и вел беспорядочную “интимную” жизнь с ворованными программами.
При самостоятельной “модернизации” компьютера пользователи часто пытаются соединить несоединимое. Так, ломая контакты, 15-штырьковый разъем пытаются воткнуть в 9-штырьковый. Платы с шиной PCI часто путают с платами для ISA+VLB. В таком случае говорят, что “на компьютере установлены неправильные разъемы”. Часто недоумение вызывает “нехватка” оперативной памяти: “Я у вас покупал компьютер с 16 мегабайтами памяти, а программа мне показывает, что у меня ее меньше 600 килобайт”.
Об уровне технической грамотности населения свидетельствуют и такие перлы, как, например: “клавиша Insert не вызывается из памяти”, “дрожит неустойчивость экрана”, “плохой bad sector” и т. п. Не хотелось бы пропустить и потрясающую по своей художественной силе историю, к которой был приложен счет на 1700 долларов. “От излучения вашего монитора завяли кактус и куст голландских роз, а у собаки породы чау-чау стала облезать шерсть”. Чтобы избежать дальнейших мучений животного, пришлось вызвать ветеринара, который сделал собаке усыпляющий укол. Стоимость вызова этого специалиста и рыночная цена кактуса и роз были приплюсованы к вышеупомянутому счету.
Бывают, конечно, и более серьезные вопросы, о путях решения которых, кстати, нередко пишут отечественные специализированные издания. Например, часто возникают проблемы с винчестерами емкостью больше 504 Мб при их установке на компьютеры с BIOS без поддержки LBA (Logical Block Address); с дочерними PnP-платами (plug-and-play) и системными платами без PnP-BIOS; с разделением системных ресурсов при установке компонентов для мультимедиа (звуковых плат, приводов CD-ROM, видеоплат) и т. п. Резюмировать это можно так: “опусы” специализированной прессы на заданную тему читают далеко не все.
Для чего я это все вам рассказываю? Дело в том, что специализированная компьютерная пресса пишет для неподготовленных пользователей не так и много, поскольку уже по определению рассчитана либо на специалистов, либо на людей, овладевших азами компьютерной грамотности. Более того, даже появляющиеся сегодня компьютерные издания, рассчитанные на “домашних” пользователей, проблемы компьютерной грамотности в России полностью также не решат, хотя бы в силу ограниченности своих тиражей. Это, кстати, в полной мере относится ко всем компьютерным изданиям.
Если говорить серьезно, то, конечно же, ликвидацией компьютерной неграмотности должна прежде всего заниматься школа средняя и высшая, оснащенная современными компьютерными классами. Пока создание таких классов утопия (кроме как в престижных учебных заведениях). Обычные дети пока обучаются компьютерному делу на макете, а то и вовсе обходятся без оного. Но это к слову. Думаю, что центральная и региональная пресса могла бы внести свою лепту в решение этой проблемы. (Кстати, местные газеты часто имеют подписной тираж, в несколько раз превышающий тираж общероссийских изданий в соответствующих краях и областях.)
K сожалению, ситуация усугубляется компьютерной неграмотностью самих журналистов, работающих в общей прессе, причем как в региональной, так и в столичной. Это, конечно, во многом их беда, а не вина, но от этого не легче. Так, специализированная пресса может просто исписаться на тему “что такое Pentium”, но сотни тысяч россиян со слов одной из уважаемых центральных газет уже знают о том, что "в Зеленограде на заводе “Квант” изготовляют пентиумы на базе 586-х микропроцессоров".
Таким образом, только подняв уровень компьютерной грамотности журналистов, работающих во всех средствах массовой информации, можно говорить о начале ликвидации компьютерной неграмотности в России. Надо сказать, что к данной проблеме относятся с пониманием не только фирмы, торгующие компьютерами. Насущность ее решения осознают и в Союзе журналистов России (СЖР), где уже предприняли ряд шагов в рамках программы ЮНЕСКО по компьютеризации средств массовой информации. Тем не менее без поддержки специализированной прессы и особенно компаний, работающих на российском компьютерном рынке, дело вряд ли пойдет быстро. Как известно, компания “Вист” и СЖР уже подписали соглашение о создании Центра компьютерного обучения (см. PC Week/RE № 7/96, с. 61). По моему мнению, и нам, компьютерным журналистам, есть чем поделиться с коллегами из других средств массовой информации, в частности мы могли бы помочь в организации их обучения, а заинтересованные компьютерные фирмы могли бы спонсировать определенные проекты, связанные с таким обучением. Вполне понятно, что для координации деятельности компьютерных журналистов и решения конкретных проблем необходим некий объединяющий орган, например Ассоциация компьютерной прессы (АсКомП), входящая на правах секции в СЖР. Впрочем, создание такой ассоциации напрямую связано с желанием и активностью самих компьютерных журналистов. (Как известно, если сто раз произнести слово “халва”, во рту сладко не станет.) Ну, а о проблемах компьютерной грамотности можно говорить еще долго...