Когда четыре года назад мне, еще студенту университета, сказали, что через Internet можно найти работу, и даже назвали несколько конкретных людей, у которых это получилось, я лишь скептически пожал плечами. Мне казалось, что Internet может предложить разве что захламленную электронную доску объявлений, где время от времени размещаются предложения “больших заработков в свободное время” или сообщения о поиске администратора локальной сети в НИИ. Мой интерес к проблеме поиска работы через Internet умер, так и не успев родиться.
Но полгода назад я случайно натолкнулся на сервер Espan (http://www.techni-source.com) и был удивлен обилием предложений работы. А проведя небольшое исследование выяснение, насколько широко используется Internet на рынке труда, понял, что отстал от жизни.
По данным журнала Internet World, ежедневно в США несколько сот человек находят работу через Internet. Если верить создателям наиболее популярной сетевой службы поиска работы JobTrak (http://www.jobtrak.com), ее услугами уже воспользовалось свыше миллиона студентов и молодых специалистов, в то время как 150 000 работодателей и 300 университетов размещают в ней ежедневно обновляемую информацию.
И это только вершина айсберга. Даже поверхностное знакомство показывает феномен роста ресурсов поиска работы. “Китами” в этой области являются коммерческие службы, которые можно разделить на две группы. Первые специализируются на поддержании баз данных по предложениям работы, при этом услуги оплачивает только рекламодатель, а тот, кто ищет работу, пользуется доступом к базе данных бесплатно. Самыми крупными из них помимо уже упомянутых Espan и JobTrak являются CareerWeb (http://www.iworld.com/careerwb/), America’s Job Bank (http://www.ajb.dni.us/job.search/job.search.html) и American Employment Weekly (http://branch.com/aew/aew.html). Другие специализируются на размещении резюме и берут деньги соответственно с тех, кто их размещает. K наиболее популярным в этой группе относятся 123 Resume Distribution Service (http://www.webplaza.com/pages/Careers/123 Careers/123Careers.html) бесплатное размещение; Resumes On-Line (http://www.crocker.com/resumes/), HyperResume (http://www.occ.com/occ/HyperResumes/) помощь в написании и размещении резюме, предоставление персонального адреса; Resume’Net (http://www.resumenet.com) размещение резюме для всех профессий, советы по их созданию.
Вопрос, обсуждаемый в данной статье, формулируется не “Может ли Internet помочь в поиске работы?”, а “Как наиболее эффективно использовать Internet для поиска работы?” Здесь существуют две стратегии: вы ищете работодателя или работодатель ищет вас.
Первая стратегия оправдывает себя, если вы достаточно настойчивы, так как она связана с просмотром тысяч и тысяч записей в различных базах данных. Большинство предложений, с которыми вы будете сталкиваться, вам, вероятнее всего, не подойдет. Вам может не хватать необходимого опыта, или, наоборот, его может оказаться слишком много для предложенной работы, или вам подобное место просто неинтересно. В тех случаях, когда предложение соответствует вашему запросу, вы должны принять во внимание, что еще 40 миллионов пользователей Internet уже знают о нем. Надо также учитывать, что уровень развития рынка онлайновых услуг в России еще не так высок, как в США и Западной Европе. Соответственно и предложения работы в России встречаются довольно редко, и то в основном от западных компаний. В своем исследовании я так и не смог отыскать хотя бы один российский сервер с предложениями работы.
Если у вас есть время и желание, можно “пройтись” по серверам компаний, которые входят в круг ваших профессиональных интересов. Большинство крупных компаний поддерживает раздел предложений работы на своем сервере.
Если же времени на поиск не так много, имеет смысл рассмотреть вторую стратегию. Любой, кто занимался маркетингом, знает, что намного лучше заставить покупателя прийти к вам, нежели наоборот.
Конечно же, факт, что вы разместили в сети свое резюме, не гарантирует того, что вы будете завалены предложениями о работе. Большинство людей размещают информацию о себе просто на всякий случай. По правде говоря, когда дело касается внимания, Internet становится такой же холодной и равнодушной, как материальный мир.
Существует множество факторов, которые могут повлиять на эффективность размещения резюме в сети. Многие из них от вас не зависят, однако некоторые меры можно и нужно предпринять для повышения этой эффективности. В первую очередь необходимо определить, какова основная цель вашей страницы: желаете ли вы просто похвастаться перед своими друзьями самим фактом своего присутствия в сети, или, может быть, доказать себе и другим, что вы являетесь “суперкрутым” дизайнером и программистом HTML, или, наконец, вы просто хотите найти работу.
Если вы относитесь к последней категории, то в первую очередь должны смириться с тем, что преобладающее число фирм, которые могут познакомиться с вашим резюме через Internet, работает в компьютерной индустрии или близкой к ней области. Но если Вы читаете PC Week/RE, скорее всего, вам такая работа и нужна.
Далее следует выбрать службу по размещению личных HTML-страниц. Основные преимущества использования подобных служб заключаются в том, что вам, во-первых, не нужно вникать в подробности Web-дизайна, во-вторых, нет необходимости в открытии собственного сервера. K недостаткам относятся стоимость (в среднем это $25-100 за создание и несколько долларов в месяц за размещение, однако на некоторых серверах цена достигает 50-100 долларов в месяц), а также ограниченность вашего участия в оформлении страниц: большинство подобных серверов не будет связываться со сложными графическими или мультимедийными добавлениями, которые вы, возможно, захотели бы разместить на своем виртуальном резюме.
Критическим моментом при размещении своего резюме в сети является регистрация его в различных поисковых серверах, позволяющая выйти на вашу страницу по соответствующему запросу. Здесь важно определить правильные ключевые слова. Так как некоторые поисковые серверы, например WebCrawler (http://webcrawler.com), определяют рейтинг страницы и, соответственно, ее положение в результирующем списке по количеству найденных ключевых слов, некоторые включают основные ключевые слова много (даже сотни) раз на своей странице в качестве скрытого текста, что позволяет им иметь высокий рейтинг страницы при ее поиске, сохраняя при этом непринужденную манеру изложения материала.
Стратегия поиска работы с использованием ресурсов Internet должна определяться на основе конкретных требований в каждом случае индивидуально, однако наиболее эффективным кажется сочетание обоих методов: размещение своего резюме в сети и поиск наиболее интересных предложений через соответствующие серверы. При этом вам могут присылать еженедельные (и даже ежедневные) обзоры предложений, соответствующих вашему запросу, так что вам не придется каждый раз просматривать одни и те же предложения.
Павел Черкашин