7 лет  -  возраст ответственный. Вышла, наконец, из детсадовского возраста и главная наша компьютерная выставка  -  “Комтек”. Семилетие свое она отметила строго и со вкусом. Меньше было шума, шоу, праздно шатающихся, обошлось без громкой музыки, дети и подростки были решительно обозначены как нежелательные элементы (даже в сопровождении взрослых).

 

Все было настроено на бизнес, на максимальный возврат вложенных участниками средств. Хотя ... желать мало, надо еще и прилагать усилия. А вот это сложнее... Чтобы не быть голословными, приведем несколько забавных эпизодов.

 

Подходим к молодому стендисту и спрашиваем: “Ваша фирма поставляет системы электронного документооборота?” (об этих системах мы, собственно, узнали ранее из листовок самой фирмы). Молодого человека наш вопрос заинтересовал, он обратился к коллегам, стоящим рядом на стенде, продублировав его. Коллеги живо бросились читать разложенные на стенде буклеты и листовки. Потом, выбрав одну, наиболее, по их мнению, подходящую к данному случаю, обратились к нам за советом: “Как вы думаете, это  -  система электронного документооборота?”...

 

В другом павильоне, узнав из каталога, что фирма занимается, в частности, консалтингом, поинтересовались  -  какими именно его формами, на что получили от специалиста неожиданный ответ: “Какой консалтинг? Мало ли что в каталоге напишут...”

 

С аппаратурой проблем не меньше. Понравилось одному посетителю некое рисующее устройство, и задал он нетрудный с виду вопрос: “А сколько оно стоит?” После чего на наших глазах начали разворачиваться следующие события: 1) стендист пошел искать директора фирмы; 2) директор спросил у стендиста, о каком, собственно, устройстве идет речь; 3) стендист не смог с ходу ответить на этот вопрос и, вернувшись к устройству, начал громко выкрикивать буквы и цифры, выбитые на данной модели; 4) директор, открыв дипломат, вытащил груду бумаг и начал быстро перебирать их, повторяя вслух заветные буквы и цифры; 5) когда, как ему показалось, задача была решена, он громко выкрикнул ответ: 3000 долларов, после чего оба ( директор и стендист) впали в недолгое, но глубокое раздумье. Что-то заставило их усомниться в ответе, и они повторили пункты 2 - 5 (см. выше) еще раз. Новый ответ  -  7200 долларов  -  их вполне устроил и был немедленно доведен до сведения терпеливо ждущего клиента...

 

Право, господа, стоит ли тратить 30 - 50 тысяч долларов на участие в выставке, чтобы продемонстрировать столь явную к ней “готовность”?

 

Теперь о прессе. В прошлом году обижалась она на хамское к себе отношение со стороны охраны и выставочного персонала, нынче с голубыми ленточками (так организаторы “пометили” журналистов) можно было беспрепятственно пройти везде и всюду. Более того, устроили даже настоящий пресс-центр. Фирма “Вист” установила там свои компьютеры, а приставленные к ним милые дамы сообщили, что здесь можно набирать свои материалы и немедленно отправлять их, куда пожелаешь. Мы хотели было эту услугу опробовать и отправить что-нибудь, к примеру, в Нижний Новгород (по месту жительства одного из авторов), но ни одного пакета электронной почты в результате экспресс-поиска на ПК не обнаружили.

 

Впоследствии, чтобы развеять свое недоумение, мы обратились к специалистам фирмы “Вист” на ее стенде и узнали, что была налажена лишь модемная связь через Norton Commander. О том, использовалась ли она кем-нибудь хоть раз, представители “Виста” сказать не смогли  -  “откуда ж мы знаем, наше дело  -  поставить.” (“Вист” и вправду не виноват, хотел как лучше...)

 

Итак, журналисты не баловали пресс-центр частыми посещениями, а фирмы-участники  -  материалами, предпочитая традиционно раздавать их на стендах, а не выкладывать на специально подготовленные для этого стеллажи. Похоже, что организаторы чуть опередили спрос, а может, просто слабо позаботились о предварительной рекламе своих инноваций.

 

А в целом “Комтек” напоминает огромный корабль (40 тыс. кв. м), на борту которого ежегодно собирается команда, где все давно знакомы и привычно судачат друг о друге. Так, например, интенсивно обсуждалось, что наконец-то разделились сиамские близнецы -  IBS и DELL : DELL обрел стенд в виде “летающей тарелки”, а IBS выстроила “Город IBS”. Зато слились на единой выставочной площадке корпорация LVS и Price Waterhouse.

 

Вообще демонстрируются уже не столько компьютеры, программы, сетевое оборудование и комплексные решения (ясное дело, лучшие в мире), а квадратные метры, этажи, общее благосостояние и уверенность в завтрашнем дне. И это не лишено здравого смысла, ибо и посетители сегодня вглядываются не столько в программные и аппаратные чудеса, сколько в лица своих потенциальных или уже выбранных партнеров, расспрашивают их о завершенных работах, интересуются видением будущего. Возрос интерес к проводимым на выставке семинарам. Серьезные посетители не довольствуются рекламно-сувенирной продукцией, они просят демо-версии, подолгу листают техническую документацию, ведут разговоры “за жизнь”. Не игрушку ведь в красивой упаковке выбирают  -  судьбу.

 

“Комтек”-первоклассник явно повзрослел. Этого нельзя не заметить. Но длинна школьная лестница, и каждая ее ступенька требует новых усилий.

 

Игорь Альтшулер, Елена Монахова

Версия для печати