Можно ли предсказать нарушения в сети, не обладая даром предвидения?
Планирование жизненного цикла сети поможет пережить бурю, низводя ее проявления до легкого ветерка
Управление сетями во многом напоминает прогнозирование погоды: вы никогда не знаете точно, когда случится шторм. К сожалению, большинство сетевых администраторов не предпринимает больших усилий для того, чтобы опередить бурю. Подход к планированию жизненного цикла сети обычно сходен с подходом Брука Пэйса, у которого были твердые намерения разработать план перехода от мини-компьютеров Prime к Windows NT, а завершилось все минимумом планирования и модернизацией в пожарном порядке.
“Это происходит от недостатка времени. Каждый действительно очень занят. Постоянно требуется делать что-то новое”, - сказал Пэйс, сетевой администратор сервисного подразделения корпорации Intermountain Power Service (Дельта, шт. Юта). Сейчас Пэйс переживает по поводу того, как его сеть, работающая в круглосуточном режиме, ответит на все эти изменения. И у него есть причины для беспокойства - в некоторых случаях система уже останавливалась, хотя пользователи еще не испытывали серьезных проблем из-за простоя.
Пэйс сказал: “Мы заботимся о производительности сети, проблемах ввода - вывода, загрузке процессора. Хотелось бы, чтобы планирование стало существенной частью нашей работы. Однако у нас мало времени”.
Неудивительно, что большинство сетевых менеджеров делают так немного в части планирования. Сети разрастаются с бешеной скоростью, становясь с каждым днем все сложнее, все труднее становится в них разобраться. Согласно анализу фирмы The Yankee Group (Бостон), более 50% всех сетевых устройств в течение года претерпевают те или иные изменения. Высокие темпы изменений, увеличивающаяся сложность, нехватка времени и отсутствие монолитной платформы сетевого управления ведут к ситуации, когда планирование (любое) - отодвигается в сторону, в пользу работы по решению ежедневных проблем.
Дженифер Пигг, вице-президент фирмы The Yankee Group, говорит: “Чем больше компания, тем более вероятно, что они знают об этом [о планировании жизненного цикла сети], и тем меньше у них времени для того, чтобы сделать что-нибудь”. И хотя термин “управление жизненным циклом сети” звучит как нечто, чем можно пользоваться где-нибудь в поднебесье, вдали от влияния реального мира, в действительности само управление не столь уж трудно и, по мнению экспертов, его вполне возможно применять повседневно. Управление жизненным циклом сети включает в себя такие разнородные задачи, как проектирование сети, профилирование приложений, проверка системных ресурсов, планирование емкости, анализ тарифов глобальных сетей и восстановление после катастрофических отказов.
“Вам не потребуется глобальная перестройка для того, чтобы начать планирование. Все, что вам будет нужно, - это внедрение планирования во все эти разнородные задачи, - сказал Стив Говард, президент фирмы Make Systems (Маунтин-Вью, шт. Калифорния), разработавшей комплект средств для управления сетями NetMaker. - Я хочу, чтобы мои приложения имели разумную производительность за разумную цену. Вот для чего и существует планирование. И любой подход, обеспечивающий это, является приемлемым”.
Как считает Пигг, улучшенные средства - анализаторы ЛВС и возможности удаленного мониторинга (RMON) - делают работу по ежедневному устранению различных неполадок не столь обременительной для сетевых администраторов. Установка сети является сегодня более продолжительной процедурой, чем несколько лет назад. “Работа по ликвидации повседневных проблем упростилась, но сообщество пользователей все более и более приближается к состоянию бурлящего потока, - сказала она. - Сетевые администраторы пытаются опередить бурю, однако немногие из них имеют реальные возможности для этого”.
Понимание сложности предсказания поведения сети ведет к переизбытку инженеров или созданию расточительно избыточной сети (т. е. емкость сети превосходит стандартные требования, к тому же имеется запланированная избыточность плюс удовлетворение требований по росту сети в ближайшей перспективе). По мнению Пигг, увеличение емкости в этой ситуации едва ли является приемлемым решением. В действительности это может затруднить обслуживание сети внешними организациями.
“Либо вы все делаете правильно, либо вашей компании лучше обратиться к внешней сервисной фирме, - пояснила она. - Компании спрашивают: "Что мы получаем за наши деньги?" Они начинают требовать заключения соглашения на обслуживание сети”.
Говард соглашается с ней. “Мы наблюдаем переход к управлению приложениями на уровне сервисного обслуживания, - сказал он. - Самое главное - это приложение”. В этом контексте предсказание воздействия изменений сети на производительность приложений является чрезвычайно важным.
Глядя с высоты 60 000 футов
Никто не сможет спланировать жизненный цикл сети лучше, чем тот, кто занимается исключительно этим. Джен Пличта, менеджер корпорации - системного интегратора GTE Government Systems (Чантилли, шт. Виргиния), дочерней фирмы компании GTE с капиталом в 20 млрд. долл., проектирует и настраивает сети. Его работа связана с обеспечением работы всей сети - построение, установка, устранение неполадок, предсказание роста. “Это похоже на сборку стереокомплекса. Они хотят получить систему, удовлетворяющую определенным требованиям. Мы выбираем наилучшие компоненты по наименьшей стоимости”, - сказал Пличта.
Неотъемлемой частью этой работы является удовлетворение клиента, предполагающего, что сеть будет работать так, как надо. Для этого Пличта использует большое количество разнообразных средств построения модели сети и ее эмуляции: NetMaker X/A, NetSolve фирмы Quintessential Solutions, SES Workbench фирмы Scientific and Engineering Software, BONeS Designer фирмы Alta Group.
Необременительное планирование
Но что делать, если ваш бюджет не позволяет приобрести средства, способные помочь планированию? Наиболее важные решения исходят от человека, а не от инструментальных средств, считает Пигг. Главной идеей является решение задач, обеспечивающих жизненный цикл сети, поэтапно, что намного легче. “Люди могут делать постепенные улучшения. Единственным и самым важным вопросом станет координация. Администратор ЛВС, группы поддержки справочной системы, установки ЛВС и проектирования хотят знать, что происходит в других подразделениях”, - сказала Пигг.
Другим достаточно безболезненным способом внедрения планирования при проектировании сетей является исследование потребностей пользователей в приложениях, выполняемое по крайней мере один раз в квартал. В этом исследовании должны содержаться сведения о перспективах использования приложений (число транзакций, часы пик, количество пользователей и их расположение). “Этот процесс должен быть непрерывным. Поэтому необходимо будет присутствовать на встречах разработчиков, поскольку это дает возможность влиять на разработку приложения”, - сказала Пигг. Все это поможет внедрению планирования жизненного цикла сетей в компаниях.
Лорен Гиббонс Пол