Бесплатная информация - специальный выпуск
INTERNET Прочитайте об этом: издатели Village Voice бесплатно распространяют новости, состязаясь с Web. Им подражают другие. Но всем ли это под силу?
ГАЗЕТА: Линда Нельсон (справа)
из издательства Stern Publishing,
владеющего Village Voice
В прошлом веке ученые предсказывали, что в конце XX столетия воздушный транспорт станет основным средством передвижения. Хорошенько подумав, они нарисовали такую картину: между крупными городами протянуты провода, а пассажиры сидят в кабинках воздушных шаров, разгоняемых лошадьми.
И они оказались правы - в наши дни провода действительно протянуты между городами, но по ним передается информация. Сегодня прогнозы на будущее говорят о бесплатном и универсальном доступе к информации, т. е. о том, что в корне может изменить современную информационную индустрию. Изменение технологии с целью получения прибылей от бесплатного распространения информации - вот что действительно будоражит умы.
В том, какой смысл компании вкладывают в понятие “продажа”, уже произошли серьезные изменения. В апреле цена издаваемой на Манхэттене газеты Village Voice упадет с 1,25 долл. до нуля, и с ее содержанием можно будет бесплатно познакомиться в World-Wide Web по адресу: http://www.villagevoice.com. Несмотря на то что доходы Voice снизятся на несколько миллионов долларов, она ожидает, что ее читательская аудитория удвоится после выхода первого бесплатного тиража. Кроме того, газета надеется компенсировать убытки за счет более высоких расценок на рекламу.
Тем временем занимающаяся исследованием рынка фирма Aberdeen Group из Бостона объявила в марте о том, что она будет помещать в Web по адресу: http://www.aberdeen.com свои диаграммы, резюме и полные списки надежных фирм и предприятий. Ранее компания Aberdeen продавала эти материалы примерно за $400 в год. Ее руководители прикинули, что бесплатная информация привлечет большее число людей, а расходы на непосредственную рассылку для охвата такого же числа клиентов уменьшатся.
Оба этих решения предвещают эру бесплатной информации, которая в некотором смысле будет благоприятной для руководителей отделов ИТ. Они получат доступ к более полным сведениям о технологии и ее использовании. “Сотрутся границы между консалтингом, обучением и выдачей рекомендаций”, - считает Шихар Гош, президент фирмы Open Market, сервис-провайдера Internet. Но новая модель бизнеса также поставит серьезные проблемы перед специалистами в области информационных технологий, одна из которых заключается в том, что им придется пересмотреть свой подход к использованию технологии для генерации трафика продуктов, пользующихся большим спросом.
По словам издателей газеты Voice, потративших пять лет на обдумывание этого шага, Internet достигла такой ступени своего развития, когда люди рассчитывают на бесплатное получение информации. “Мы будем продолжать выпуск отличного продукта, - сказала Линда Нельсон, вице-президент отделения New Media издательства Stern, владеющего газетой Voice. - А экономия такова, что клиенты заслуживают бесплатного получения нашей газеты”.
Но надежны ли эти модели, или Voice и Aberdeen поступают так в рекламных целях? Быть может, они решили поживиться за счет общедоступной информации, которая угрожает экономике информационной индустрии. В конечном итоге, как заявила Мэри Модал, директор службы People and Technology (Люди и технология) фирмы Forrester Research (Кеймбридж, шт. Массачусетс), информация для бизнеса и клиентов в Internet, по прогнозам, будет стоить в 2000 году 9,7 миллиарда долларов.
Более того, у издателей, которые собираются бесплатно выпускать газету, может возникнуть проблема с привлечением именно тех читателей, ради которых рекламодатели будут платить дополнительные деньги. “Это уже вопрос не количества, а качества, - считает Гош. - Пока Voice не сможет гарантировать качество своих читателей, газету будут контролировать для того, чтобы рекламодателям стало известно число выбравших ее читателей”.
Большинство издателей - эти сведения почерпнуты из журнала Consumer Reports to People - подняли на борт Web бесплатно распространяемые материалы с целью привлечения клиентов и планируют собрать о них пять или десять центов за “полезную” информацию. “Для бесплатного распространения всегда найдется огромное количество информации, - сказал Брюс Джадсон, генеральный директор New Media из фирмы Times (Нью-Йорк). - Мы в своем узле Pathfinder (http://www.pathfinder.com) упорно заявляем, что в текущем году мы будем взимать плату за наш продукт с учетом этого”.
ЕДА БЫСТРОГО ПРИГОТОВЛЕНИЯ
Когда бизнесмены обратили свой взор на Internet как на новый канал распространения информации, его защитники заговорили их до смерти. Тем не менее, как сказал Винт Серф, основатель Internet и старший вице-президент, отвечающий за архитектуру данных в отделении Data Services компании MCI (Даллас), сеть уже выросла до привычного для капитализма размера. Шаги, предпринятые Voice и Aberdeen, по словам Серфа, “ничем не отличаются от бесплатного распространения информации на других носителях с целью привлечения клиентов, увеличения тиража и т. п. Доступ к большому объему информации будет бесплатным, а расходы покроются за счет экономии бумаги и почтовых издержек, а также поступлений от рекламодателей и других спонсоров”. Более того, Серф считает, что информация по-прежнему будет продаваться на многих носителях и в Internet.
Зависит ли бесплатное распространение информации по Internet от того, насколько ценным, по мнению пользователя, является ее содержание? Сейчас в Сети имеется достаточно информации для зарождения идей, обеспечения источников или организации совещаний.
БЕСПЛАТНОЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ
Как утверждает Дон Маклэган, президент фирмы Desktop Data (Уолтхэм, шт. Массачусетс), дистрибьютора базы данных NewsEdge, для людей из мира бизнеса дело обстоит совсем не так. Давайте посмотрим: в среднем, по данным Маклэгана, работник информационной индустрии “стоит” 120 000 долларов в год (зарплата и премиальные), т. е. примерно 1 доллар в минуту. “Если сеанс бесплатного доступа к информации длится 20 минут, вы тратите $20 за время, выделенное вашему предприятию. NewsEdge обходится в один или два доллара - и это за заказанную информацию, направляемую вам, пока она еще "горячая".
По расчетам Маклэгана, ценность информации определяется ее доступностью и структурой. Возможно, в этом заключается одна из причин успеха онлайновой службы издательства Hoover’s (http://www.hoovers.com). Издательство, публикующее данные о деятельности компаний, обнаружило, что прибыль его онлайновой службы увеличилась на 30 процентов в общей сумме доходов с тех пор, как оно впервые появилось в America Online в 1993 году.
Hoover’s предлагает как платную, так и бесплатную информацию, субсидированную рекламодателями. Например, исследователи имеют бесплатный доступ к БД MasterList Plus издательства Hoover’s, в которой содержатся данные о 10 000 государственных и частных компаниях США. Зарегистрированные пользователи за $9,95 в месяц могут получить доступ к данным почти о 2000 компаний, архивам новостей бизнеса и данным об индустрии. Сейчас нет проблем с рынком для структурированной информации. Каждый месяц два миллиона визитеров атакуют платные онлайновые разделы издательства Hoover’s.
ДАТЬ И ПОЛУЧИТЬ
Что же можно сказать о компании, которая не рассчитывает на клиентов, готовых платить за информацию, в то время когда легионы экспертов считают, что цена будет по-прежнему определяться полезностью содержания? Возможно, ничего, кроме того, что она опережает свое время, находя новые пути для бизнеса.
По словам Нельсон, для Village Voice взимание платы за информацию не является жизненно важным. Вся издательская индустрия страдает от проблем с тиражами, поскольку люди все меньше читают печатные материалы и с жадностью набрасываются на мультимедиа.
“Тираж определяет расценки на рекламу, - считает Нельсон. - Когда тираж падает, нам приходится много времени тратить на то, чтобы объяснить рекламодателям, почему они должны платить (по тем же самым или более высоким расценкам)”. Нельсон не исключает возможности взимания платы за информацию, если дела пойдут плохо, - “в качестве запасного варианта”, как она это называет. “Возможно, - сказала она, - наступит такой момент, когда мы сможем брать плату за наши архивы или за загрузку полного текста”.
Для компании Aberdeen бесплатное предоставление информации - это способ доказательства своей компетентности в условиях нарастающей конкуренции между консультантами. “Мы постарались заинтересовать собой людей, - сказал Крис Стивенс, руководитель отдела по работе с клиентами. - Мы бы не смогли сделать этого, если бы не распространяли бесплатную информацию. Это не для благотворительности - это для маркетинга”.
По словам Стивенса, расходы компании Aberdeen на привлечение потенциальных клиентов к своему узлу Web составляют лишь часть того, что было выделено для прямой рассылки. Большая часть экземпляров стоила 2 доллара, а массовая рассылка потребовала бы не менее 1,5 долларов за каждый отправляемый экземпляр. В Web та же самая информация могла бы быть разослана за малую долю пенни. Более того, привлекая клиентов к своему узлу, компания Aberdeen смогла уменьшить численность отдела прямых продаж.
По предположению Стивенса, другим консалтинговым фирмам придется добиться таких же результатов, чтобы сохранить конкурентоспособность, в противном случае у них возникнут проблемы с тем, как оправдать расходы на оказываемые ими услуги. Он считает, что “преимущественная доля расходов на услуги приходится на маркетинг и продажи”.
Хотя Стивенс и не подкрепил свои заявления цифрами, он сказал, что отклик на появление бесплатной информации в Internet был огромным, причем потенциальные клиенты стали появляться во всех странах мира.
Возможно, в этом и кроется урок для грядущего столетия. Футуристы описывают провода, по которым передается бесплатная информация, а дополнительная плата берется за подвешенные к ним воздушные шары, заполненные заказным содержимым.
ЛОРА Б. СМИТ
К старшему редактору Лоре Б. Смит можно обратиться по адресу laura_smith@zd.com.