Можно ли найти нужную вещь на “Комтеке”?
С каждым годом Комтек становится все более внушительной и представительной выставкой, а поэтому ей все в большей степени соответствует выражение “нельзя объять необъятное”. Сегодня человеку, работающему за компьютером, приходится интересоваться практически всеми новинками, начиная от процессоров, сетевых технологий, модемов, мультимедиа и кончая звуковыми мышами, эргономичными клавиатурами и ПО. Все это в соответствии с требованиями жизни входит в конфигурацию обычного автоматизированного рабочего места. Скоро, по-видимому, придется каждую весну брать недельный отпуск и ходить на выставку как на работу.
Сейчас в центре внимания всех людей, связанных с компьютерами, находятся технологии мультимедиа. А какая мультимедиа без звуковых плат? И я отправился на Комтек с твердым намерением досконально разобраться в этом вопросе.
Казалось, что звуковыми платами завалена чуть ли не половина стендов, а уж в прайс-листах они значились у подавляющего большинства фирм. Наиболее часто упоминались всевозможные модификации Sound Blaster, Edison Gold, Maestro, MS Melody Plus, Turtle Beach, Sound Quest, Bravo, Opti, Gravis Ultra Sound. Богатство выбора - это замечательно, но потенциальный потребитель при этом должен сначала разобраться в огромном числе технических характеристик и тонкостей, если хочет получить именно ту плату, которая отвечает его запросам и надобностям, и при этом не переплатить. Каждая фирма, как правило, рекламирует именно свой товар, а объективных сравнительных оценок в специализированной литературе пока катастрофически мало. И вот я, представив себя в роли покупателя звуковой платы, решил найти то, что мне нужно.
Так как среди звуковых плат, как известно, наибольшей распространенностью обладают изделия Sound Blaster фирмы Creative Technologies (они являются негласным стандартом среди непрофессиональных систем), я, не мудрствуя лукаво, ограничил ими круг своих поисков. В отличие от других марок эти платы, обладающие хорошими и даже отличными техническими характеристиками, поддерживаются подавляющим большинством программного обеспечения (игрового, презентационного, мультимедийного и любительского музыкального) для ПК.
Начну я с некоторых технических подробностей. Самой мощной в ряду плат Sound Blaster является плата AWE32 - Advanced Wave Effects. Обычно среди ее основных характеристик упоминают табличный синтез звука с возможностью одновременного звучания 32 инструментов из банка в 128 инструментов, 20-канальный FM-синтез, частоту дискретизации сигнала 44 - 45 кГц, поддержку стандарта General MIDI и, конечно, 16-разрядную организацию. Именно эти характеристики сильно влияют на возможности платы и качество воспроизводимого звука, однако вряд ли среднестатистический пользователь “домашнего” ПК знает что-нибудь о них и сможет проконтролировать продавца. (Это действительно сложно по двум причинам. Во-первых, далеко не все фирмы стремятся объективно представить свой товар. Во-вторых, специалисты далеко не всех фирм хорошо знают свой товар.)
Нужно отметить еще одну важную характеристику звуковой платы - размер установленной на них оперативной памяти. Обычно бывает установлено 512 Кб, но этого заведомо мало для загрузки новых оцифровок инструментов, поэтому желательно иметь на плате разъемы, позволяющие расширить объем памяти. Если покупатель уверен, что ему не надоест звучание “стандартных” 128 инструментов, он может и не обращать внимания на отсутствие разъемов, но мне думается, что от дополнительных мегабайт мало кто откажется.
В AWE32 предусмотрено наличие усовершенствованного сигнального процессора (Advanced Signal Processor, в последнее время называемого Creative Signal Processor), который используется для аппаратного сжатия звука и получения дополнительных звуковых эффектов. Отсутствие ASP/CSP, разумеется, не смертельно, но оно скажется на производительности и возможностях платы.
Наконец, на платах семейства Sound Blaster, в том числе и на AWE32, бывает (но не всегда!) разъем Wave Blaster connector для подключения дочерних музыкальных плат. Дочерние платы - это новые сотни оцифровок инструментов, один или несколько процессоров, дополнительные мегабайты памяти, то есть новые удивительные возможности. Я, как потенциальный покупатель звуковой платы, вначале не задумывался о дочерней, но, побывав на стенде фирмы “МегаТрейд”, проникся желанием в будущем поставить на свою плату дочернюю плату Yamaha DB50-XG. У других может возникнуть симпатия к дочерним платам Turtle Beach. Выбор здесь весьма обширен.
Эти технические подробности я привел для того, чтобы сообщить о следующем наблюдении: посетив стенды десятка фирм, представляющих мультимедиа, я не нашел ни одной, которая предлагала бы полную модификацию AWE32, то есть с возможностью расширения памяти, с ASP/CSP и разъемом для дочерней платы. “Специалисты” нескольких фирм утверждали, что разъемов Wave Blaster connector на AWE32 не бывает, так как там уже есть табличный синтез. Одна из фирм предлагала не AWE32, а WE32. Сначала мне показалось, что это опечатка, что с готовностью подтвердил специалист, работающий на стенде фирмы. Однако в самой фирме, куда я позвонил позже, мне сообщили, что существует именно WE32, а отсутствие буквы A означает отсутствие ASP. При такой квалификации представителей мультимедийных компаний обывателю очень просто попасть впросак.
Еще один важный вопрос - комплектация платы. Как известно, звуковые платы (как и другие комплектующие к компьютерам) могут поставляться либо в технической (OEM), либо в коммерческой (retail) упаковке. К сожалению, сотрудники некоторых фирм не знали, чем эти поставки отличаются и вообще, что это такое. Между тем разница существенна - в наличии более подробной документации, дистрибутивов нескольких программ, в более высокой цене (примерно на $100) и, разумеется, в дизайне упаковки. Если покупатель собирается использовать звуковую плату не для музыкального творчества, а для так называемой “пассивной” мультимедиа (наиболее яркие примеры - игры и мультимедиа-энциклопедии), то ему незачем покупать retail-вариант. Правда, по моим сведениям, поставки OEM сокращаются и скоро, похоже, всем пользователям придется платить лишние 100$).
И последняя из затрагиваемых здесь особенностей - соответствие плат стандарту PnP. Плату с PnP имеет смысл устанавливать только в машину, где установлен BIOS и операционная система, поддерживающие PnP. Об этом, к сожалению, не сообщается в каталогах ряда фирм, где написано лишь, что “процесс установки заключается в том, чтобы установить плату в свободный слот и запустить программу установки”. Если, скажем, на машине “старый” BIOS или стоит Windows 3.x (а не Windows 95, о чем напоминают лишь наиболее ответственные фирмы), то пользователь будет вынужден как обычно вручную подключать и настраивать устройство. Спрашивается, почему на столь крупной и солидной выставке, как Комтек, пользователь должен сам “клещами” вытягивать жизненно важную информацию у производителей и продавцов?
Еще один неутешительный вывод состоит в том, что, несмотря на широкий выбор и впечатляющие масштабы выставки, на ней было далеко не просто найти необходимую продукцию (по крайней мере, некоторые модели звуковых плат) и получить о ней достоверную информацию. Я не могу утверждать, что полный вариант AWE32 вообще отсутствовал, но обнаружить его даже при целенаправленном поиске мне не удалось. А жаль...
Станислав Короткий