"Бизнес-образование-96"  -  под таким названием в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ во второй раз прошла международная выставка-ярмарка, представившая различные виды услуг в области обучения основам предпринимательства, а также поддержки и развития малого и среднего бизнеса в России. Более 50 экспонентов  -  специализированные издания ("Дело и право", "Образование и карьера", "Иностранец", "Секретарь и офис", " Капитал" ,"Финансист" и пр.), издательства ("Республика", "Юрайт", "Релод", "ДИС" и др.), вузы, колледжи и учебные центры финансово-экономического и управленческого профиля, агентства по деловому туризму и развитию предпринимательства.

 А. Тимохов: "Обучение с помощью

деловых игр увлекает".

В рамках выставки были запланированы семинары и презентации; наиболее интересным нам показался круглый стол на тему "Малый бизнес: кого и как учить?", прошедший 8 мая в рамках Дня малого бизнеса (организаторы: программа "Малый бизнес" АНХ при Правительстве РФ и Московское агентство развития предпринимательства). На нем обсуждались проблемы организации и проведения учебных программ для предпринимателей, особенности технологии обучения представителей малого бизнеса, инновационные методы, применяемые в программах обучения предпринимательству и малому бизнесу. На семинаре поделились своим опытом работы региональные центры поддержки предпринимательства, работающие в русле российско-американской программы развития предпринимательства и поддержки российского частного сектора.

 

Так как же учить?  -  Играючи

 

Проблема обучения основам экономики и управления в нашей стране, конечно же, существует. Как и неутоленная потребность в специальных знаниях у большинства отечественных предпринимателей (и не только в сфере малого бизнеса).

 

Касаясь технологий и методов обучения, представители некоторых учебных центров сетовали на невысокую активность и инициативу обучаемых. "А вот у нас этой проблемы нет,  -  заметил в своем выступлении вице-президент АО "Инфорт" Александр Тимохов.  -  Обучение с помощью наших деловых игр так увлекает и захватывает, что их участники не замечают, как летит время".

 

По окончании круглого стола мы попросили г-на Тимохова рассказать о его фирме и компьютерных деловых играх.

 

А. Тимохов: Компьютерные деловые игры (КДИ)  -  очень важный и эффективный инструмент активного обучения, на Западе они уже давно стали непременным элементом университетских учебных программ в сфере экономики и управления. Первая КДИ была создана в США в 1956 г. Она моделировала деятельность фирм-производителей и их конкуренцию на рынке готовой продукции. В нашей стране также предпринимались попытки создать такого рода ПП, однако те КДИ, которые были разработаны до 90-х годов, базировались на принципах плановой экономики и были рассчитаны на устаревшую ныне вычислительную технику. Немногочисленные же отечественные разработки последних лет (из тех, что нам известны), отражающие современные экономические реалии, создавались, как правило, на заказ, а не как коммерческие продукты для массового пользователя.

 

PC Week: С чего начиналась деятельность Вашей фирмы в этой области?

 

А. Тимохов: Чтобы набрать необходимый опыт, мы начали с переработки для российского рынка американских КДИ. Так появились русские версии американских игр "Лидер 1" (1991), "Путь к успеху" (1992; в оригинале  -  "Managing for Success"), "Миллионер" (1993; "Millionaire II"). С игрой "Лидер 1" мы участвовали в десятках семинаров для руководящих работников крупных предприятий (таких, как Северский и Волжский трубные заводы, завод им. Хруничева, ряд металлургических комбинатов) в рамках российско-американских программ по управлению и финансовому менеджменту. Кстати, "Лидер"  -  игра групповая, позволяющая конкурировать не игроку с компьютером, а нескольким "фирмам", интересы которых представляет соответствующее количество игроков.

 

В отличие от "Лидера", "Путь к успеху"  -  для одного игрока; эта игра моделирует деятельность промышленной компании, руководитель которой должен грамотно и эффективно оперировать финансами, рабочей силой, управлять производством и пр.

 

Игра "Миллионер" основана на имитации рынка ценных бумаг, поэтому ее основными "потребителями" являются банки, которые таким способом повышают квалификацию своих сотрудников: знакомят с основными концепциями и техникой анализа рынка ценных бумаг, развивают навыки проведения фондовых операций.

 

КДИ "Президент" (1993) относится к разряду учебно-исследовательских. Это первый отечественный программный продукт, предназначенный для изучения вопросов государственного регулирования рыночной экономики, позволяющий моделировать различные подходы и методы в этой области, проверять выводы известных теорий государственного регулирования (кстати, наработки, полученные таким способом, составили основу двух кандидатских диссертаций). Игра широко используется в различных учебных заведениях (АНХ, Воронежская высшая школа предпринимательства и др.) для практических занятий по курсам макроэкономики.

 

Однако наиболее интересной и оригинальной нашей разработкой стал "Бизнес-курс"  -  игра, созданная исключительно на реалиях отечественной экономической жизни. Для этого потребовалась серьезная математическая разработка имитационной модели финансово-хозяйственной деятельности предприятия, на эти исследования ушло почти два года. Но ставка на науку, на наш взгляд, была сделана верно  -  удалось создать игру универсального типа, позволяющую смоделировать на компьютере разнообразнейшие варианты решений по всем аспектам деятельности фирмы: снабжение, управление персоналом, производство и реализация продукции, выпуск акций, налогообложение в соответствии с действующим законодательством и, наконец, финансовый анализ деятельности предприятия. Причем сценарий, по которому разворачиваются события, может быть задан различным образом: при желании здесь могут найти отражение и галопирующая инфляция, и конкуренция различного характера, и ставки налогов, и многие другие реалии сегодняшней российской экономики.

 

Хочу сразу предостеречь: не следует ожидать от КДИ развлекательности обычных "игрушек", это  -  серьезные пакеты, которые требуют определенных интеллектуальных усилий.             

 

PC Week: Каковы Ваши ближайшие планы?

 

А. Тимохов: Мы продолжаем наше участие в семинарах для руководителей предприятий  -  теперь уже с игрой "Бизнес-курс" (в ее теперешнем, индивидуальном варианте). Одновременно заканчиваем разработку коллективного варианта игры, где несколько участников (или команд) будут конкурировать между собой. При этом передачу информации можно будет осуществлять как по локальной вычислительной сети, так и с помощью дискет. Коллективный вариант придаст новую остроту и большее правдоподобие конкурентной борьбе, смоделированной в игре, позволит организовать "соревнование интеллектов", а не только игру с компьютером (как в индивидуальном варианте). И наконец, АО "Инфорт" открыто для всех форм сотрудничества с высшими и средними учебными заведениями, с программами по бизнес-образованию и всеми, кто интересуется информационными и учебными технологиями в управлении и экономике.

 

Тел. фирмы "Инфорт": (095) 932-8818.

 

Татьяна Богатова

 

Что же такое деловая игра "Бизнес-курс"?

 

В физическом воплощении  -  это одна 3,5-дюймовая дискета, обстоятельное руководство объемом 200 страниц, лицензионное соглашение и регистрационная карточка. Из аппаратного обеспечения для работы с этим пакетом необходимы: IBM-совместимый компьютер с процессором 80386 и выше, 1,3 Мб свободного дискового пространства, 512 Кб оперативной памяти, ОС MS DOS версии 3.30 или выше; дистрибутивная дискета является ключевой  -  при работе с программой она должна постоянно находиться в дисководе. Что же касается внутреннего содержания, то оно чрезвычайно многогранно и в то же время доступно для понимания непрофессионала в области экономики, бухгалтерского учета или управления. Этому способствует также и то, что руководство пользователя, кроме своей прямой функции, представляет собой фактически учебное пособие по тем основным проблемам, которые фигурируют в игре: менеджмент, бухгалтерский учет, налогообложение, управление акционерной собственностью, анализ финансово-хозяйственной деятельности (как сказано во Введении, "предварительное знакомство с этими вопросами не обязательно"). Оно будет полезно не только в методическом отношении (для использования в семинарских или практических занятиях со студентами), но и для самообразования. В конце приведен обстоятельный словарь, включающий более 200 основных терминов с толкованиями и ссылками на те разделы, где встречаются эти термины. Надо сказать, что на первоначальное освоение игры нужно не так уж много времени, а пищи для ума она дает предостаточно, не говоря уже о неподдельном игровом азарте. Одним словом, уникальность и самой игры, и ее методического сопровождения не вызывает сомнений.

Версия для печати