Воздействие Сети
Деньги умеют говорить. Мировые фирмы, вкладывающие деньги в узлы Web, желают знать, какую это приносит выгоду.
По сведениям корпорации International Data (IDC), фирмы тратят от 840 000 до 1 250 000 долларов на узлы Web, предназначенные для обслуживания коммерческих операций; это почти вчетверо больше первоначальных оценок.
Пришло время вернуть свои деньги. Большинство фирм пытаются реально оценить отдачу от этих вложений. Некоторые из них обнаружат, что определенные узлы "недозаполнены" пользователями, и в итоге, по оценке IDC, 20% этих узлов может быть закрыто уже к концу 1996 года.
Итак, как же стать одним из счастливчиков, чтобы реально предсказать доходы от использования Internet? Мне часто задают этот вопрос.
Разговор быстро выходит за пределы маркетинга в Internet и представления страниц Web, переходя в сферу электронной коммерции. Почему? Потому что для того, чтобы сделать деньги в этой новой области инвестиций, нужно их перемещать.
Весьма увлекательно говорить о новых методах покупки товаров вроде онлайнового аукциона фирмы OnSale (http://www.onsale.com) в Голландии. Это относится и к новым специализированным компаниям, продающим такие потребительские товары, как компакт-диски (http://www.cdnow.com) или книги, (http://www.amazon.com) и, конечно, к покупке этих товаров.
Однако в большинстве случаев эти фирмы просто "выскочки", которые создаются "рисковыми" коммерсантами, желающими выделиться и возглавить быстро надвигающийся парад "магазинов" в Internet.
Традиционные же корпорации слишком часто увязают в трясине таких непростых, но технически разрешимых проблем, как брандмауэры, безопасность и интеграция операций с кредитными картами. В большинстве случаев эти вопросы становятся предметом волокиты скорее из-за корпоративных инструкций, а не из-за технических трудностей.
Продажи билетов начинают разбег
Имеются хорошие примеры компаний, которые преодолели эти трудности. Прекрасный образец - авиакомпания Alaska Air (Сиэтл; http://www.alaska-air.com). Сейчас она занимает первое место по продажам авиабилетов через Internet непосредственно потребителям (а также корпоративным клиентам). Фирма встретилась с вышеупомянутыми трудностями, но быстро их преодолела.
Alaska Air смогла решить проблему хакеров, разместив свой сервер Macintosh за пределами корпоративного брандмауэра. Да, Macintosh! Компания считает, что у Mac меньше лазеек для хакеров, чем у решений на базе Unix. С ограничениями на производительность проблем не возникло: уже сейчас сервер ежедневно обрабатывает свыше 125 000 запросов.
Однако проблема защиты на этом не кончается. Необходимо было обеспечить, чтобы операции имели юридическую силу и были надежно защищены. Учитывая, что большинство пользователей сегодня применяют программы просмотра Web корпорации Netscape, Alaska Air выбрала для обеспечения защиты операций технологию SSL фирмы Netscape. Пользователи просмотрщиков без поддержки SSL тоже могут получить полный доступ к системе, но им придется приобрести билеты, заказанные в незащищенном режиме, у агента по доставке.
Большой проблемой оказалось обслуживание кредитных карт, потому что банк компании Alaska Air вначале не желал производить операции по номерам кредитных карт, полученным через Internet. Однако после объяснения сути процесса (и мягкого "выкручивания рук") банк преодолел свою антипатию. Теперь уже можно сказать, что Alaska Air сегодня более эффективно осуществляет операции с кредитными картами через Сеть, чем традиционные операции с бумажными документами и копиями "для отчетности".
В результате своей проницательности, настойчивости и способности преодолевать корпоративные инструкции Alaska Air сейчас активно продает авиабилеты через Сеть. И поскольку это - ее бизнес, фирма разрешает передвигаться своим деньгам, вложенным в сервер Web.
Марк Теббе