Даже в этом мире, с его шумихой вокруг Web и годами Internet, прошлое может многому нас научить. Поставщики миникомпьютеров и мэйнфреймов когда-то объявляли игрушками молодые микрокомпьютеры. Единственными настоящими компьютерами в их глазах были системы, которые жили в "стеклянных домиках". Они использовали надежное ПО, системы обеспечения безопасности и другие элементы, которые эксперты по компьютерам считали важными. Эти же эксперты управляли компьютерами. Пользователи работали с терминалами и ограничивали свои познания в области компьютеров лишь тем, что им было нужно для выполнения работы.
Микрокомпьютеры представляли собой полную противоположность. На них работали программы, написанные детьми в гаражах. Все время появлялись новые версии основных программ. Пользователям нужно было немало знать о своих машинах и прилагать активные и часто неблагодарные усилия, чтобы выяснить, что с чем работает, и "вылепить" решение своих задач. Процветали группы пользователей, служившие механизмом обмена и распространения информации.
Все мы знаем, что произошло потом.
Пользователи ПК пошли на штурм "стеклянных домиков" и овладели ими. ПК взрослели, а оборудование и программы улучшались, хотя и тем и другим предстоит еще долгий путь. Компании нанимали или готовили экспертов по ПК. Все мы праздновали победу настольных систем!
Рынок ПК увеличивался, и вместе с ним росло число пользователей, желавших знать о своих системах как можно меньше. Они настроены на то, что ПК будет работать, а если система не работает, хотят, чтобы кто-то другой занимался этой проблемой. Они хотят знать о компьютерах ровно столько, сколько нужно для выполнения их работы.
Вся отрасль пытается удовлетворить потребности этих новых пользователей, однако революция Internet в разгаре. И как же многие представители индустрии ПК, включая иногда и нас двоих, ответили на эту революцию?
Они превратились в "голоса разума" и стали осуждать то, как работает Internet. Они стали указывать, что Web не обеспечивает безопасность, что такие ключевые программные средства, как программы просмотра, ненадежны и постоянно меняются и что это не подходит для бизнеса. Энтузиасты Web собираются в сети и хвастают тем, в котором часу была построена версия Netscape Navigator, которую они используют!
Вы можете догадаться, к чему все идет.
Заключения
Два вывода кажутся очевидными. Либо ребята с мэйнфреймов были правы, и мы возвращаемся к централизованной вычислительной модели, либо история повторится, и Internet поглотит индустрию ПК.
Посмотрите внимательнее на создавшуюся ситуацию. Мэйнфрейм не умер - IBM по-прежнему получает деньги с этого рынка. "Стеклянные домики" существуют, но во многих из них сейчас размещаются PC-серверы. Впрочем, попробуйте решить, чем является четырехпроцессорная машина Pentium Pro с полугигабайтным ОЗУ и 40 Гб НМЖД: ПК или мэйнфреймом? В зависимости от точки зрения либо мы, революционеры ПК, завоевали "стеклянные домики", либо они ассимилировали нас. Главное то, что у всех - метателей камней, обитателей "стеклянных домиков" и пользователей - теперь есть более удобная вычислительная среда.
Революция Internet на самом деле представляет собой не столько революцию, сколько еще одну эволюционную стадию, стадию, на которой новое поколение детей меняет лицо компьютерных технологий. В эту эпоху перемен важно не впадать в крайности. Хотя предстоят сумасшедшие годы, в конце концов группы Internet и ПК окажутся вместе. Нам просто нужно будет расширить "стеклянные домики" - и выбросить некоторые из этих камней.
Марк Л. Ван Нейм, Билл Кэтчингс