ПО СТОПАМ ХРИСТОФОРА КОЛУМБА
Российское ПО за рубежом - тема редкая. Да и то, если и заходит об этом речь, упоминают, как правило, лингвистические программы или антивирусное ПО.
Считается, что в области CASE-технологий или финансово-экономических систем Россия безнадежно отстала.
Более семи лет наблюдая за развивающимся отечественным программным рынком, я могу свидетельствовать, что это далеко не так. Например, я был знаком с теми "умельцами", кто не так давно из Санкт-Петербурга "вскрыл" одну банковскую компьютерную систему в Англии. Но до этого нехорошего поступка, эти люди разрабатывали отличные финансовые программы и выходили с ними на рынок Великобритании.
Сегодня мы знаем еще одну команду, которая... Нет, не замышляет ограбить очередной банк, а планирует продвижение собственных разработок в США. И не только планирует. Ее специалисты изучали рынок прикладных программ в Европе и еще больше укрепились во мнении относительно огромного потенциала российских производителей ПО, имея в виду, что многие западные прикладные системы морально устарели и слишком неповоротливы для быстрого обновления. Поэтому их можно и нужно обгонять, беря на вооружение новейшие технологии управления бизнесом и новейшие компьютерные технологии.
Недавно два ведущих специалиста этой команды вернулись из очередной поездки за океан, и мы взяли у них интервью. Итак, наши вопросы "колумбам", руководителям "Нового Атланта", Николаю Красилову и Дмитрию Черных.
Полный чемодан знаний
Н.К.: Каковы были цели вашего очередного визита в США?
Д.Ч., Н.К.: Целей было четыре. Первая. Привезти оттуда побольше книг, чтобы научиться самим делать мультиплатформенную (Oracle, SyBase, Informix, MS SQL-Server) сетевую систему. Здесь такой литературы нет.
Привезли 60 кг - целый чемодан. Боялись, что не пустят в самолет. Таможенник, увидев, что это книги, заподозрил, не порнография ли? Узнав, что это техническая литература он, как ни странно, не удивился. Книги покупали в трех магазинах.
Вторая цель. Посещение выставки Client-Server Technologies and Busines On-Line. Она была целиком посвящена использованию электронных технологий коммуникаций. Внимание уделялось как внутрифирменному применению телекомуникаций, так и межфирменному взаимодействию.
Внутрифирменное использование - это работа с бизнес-приложениями в архитектуре клиентсервер. Межфирменное взаимодействие предполагает, что в рамках стандартизированного для США протокола осуществляется связь с партнерами, прием и выполнение заказов, регистрация по платежам, по группам и т. п. без личного контакта продавца и покупателя.
Входной билет на выставку стоил $1300. За эти деньги мы могли, правда, посетить ряд семинаров. Главное, ради чего мы стремились на эту выставку - оценить уровень разработок. Мы поняли, что можно в рамках единой корпорации или финансово-промышленной группы взаимодействовать на уровне онлайновых протоколов, осуществляя единое корпоративное управление в реальном времени. Для этого в "Галактику" будут добавлены новые функции. Какие и как это сделать, мы рассказывать не будем. Это уже наше ноу-хау. Пока об этих технологиях в России не знает никто.
АМЕРИКА ИЗ АМЕРИКИ НЕСКОЛЬКО ДРУГАЯ
Н.К.: Хочу напомнить - речь шла о четырех целях.
Д.Ч., Н.К.: Третья цель - посмотреть именно из Америки на то, что есть в Америке, сравнивая с тем, что пишут о США в прессе, которую мы здесь читаем.
В России, на наш взгляд, наблюдается несколько иллюзорное видение компьютерного бизнеса Америки. Нас интересовала реальная картина и она весьма отличалась от той, к какой мы привыкли. Наибольшей неожиданностью оказались нелестные отзывы пользователей, реально эксплуатирующих некоторые широко разрекламированные в России прикладные программы для бизнеса.
Большинство наших разработчиков для создания клиент-серверных технологий использует СУБД Btrieve, поставляемую фирмой Btrieve Technologies. Но в США этот инструмент не популярен. Наиболее перспективные в Америке инструментальные платформы: Oracle, SyBase, Informix, MS SQL-Server.
Они составляют, наверное, 80% американского рынка клиент-серверных приложений. Если проследить за переходами с одних платформ на другие, то можно заметить, что львиная доля миграций осуществляется в кругу названной четверки, редко выходя за ее пределы. Причем чаще всего переходят на СУБД Oracle. На наши расспросы, почему именно на нее, нам отвечали так: "Потому, что это сильная компания! Да, мы знаем, что система имеет недостатки, но мы уверены, что компания справится с ними, - через полгода, через год, и мы вместе с ней решим все наши проблемы".
Для американцев вообще важно знать, что их вложения в технологии будут работать и давать отдачу очень долго. Они понимают, что частые модернизации ПО стоят огромных денег и вызывают головную боль. И чем крупнее корпорация, тем важнее для нее стабильность поставщика технологий.
Причем пользователей в США совершенно не смущает существенно более высокая стоимость этих СУБД по сравнению с другими платформами, сегодня они готовы платить в 10 или в 100 раз больше за программно-аппаратный комплекс и услуги по обучению, сопровождению и внедрению, чем российские предприниматели.
Еще одно наблюдение - тенденция к вытеснению системы Novell. Windows NT и MS SQL-Server активно расширяют свою долю рынка систем автоматизации масштаба рабочих групп и предприятия. На наш вопрос "почему" нам, как и в случае с Oracle, отвечали : "Почему Windows, а не OS/2? У Windows есть недостатки, но Microsoft - компания сильная! У нее много денег, отличные разработчики, она будет существовать долго".
Вывод: для американцев текущее состояние программных продуктов менее значимо, чем будущее этих продуктов и стабильность компании-производителя.
МАНИЯ ИНТЕРНЕТ В КРЕМНИЕВОЙ ДОЛИНЕ
Н.К.: Но темой выставки был, кажется, "Бизнес в Интернет"?
Д.Ч., Н.К.: Да. Еще один вывод можно сформулировать так: "Мания Интернет в Кремниевой долине". Интернет - это то направление, где сегодня можно делать самые быстрые деньги. Очень много фирм туда ринулось. Но выиграют не все - только первые и наиболее энергичные. Вообще, побеждает тот, кто правильно предсказывает развитие рынка.
Выводы c выставки и конференций: никто не сомневается в ценности Интернет с точки зрения передачи информации, однако, осуществление платежей через Интернет - это очень сооблазнительно, но пока ненадежно. Можно понести значительные финансовые потери в случае каких-либо махинаций.
Пока фирмы планируют вести через Интернет информационную поддержку пользователей (информация о наличии товара, регистрация заявки, бронирование товара и т. д.).
МЫ БУДЕМ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫ И ТАМ
Мы тщательно проанализировали существующие на рынке США наиболее тиражные и наиболее прогрессивные CASE-технологии. Например, такие как PowerBuilder, Developer 2000, NewEra.
Поскольку мы сами работаем в этом направлении, то, в первую очередь, обратили внимание на недостатки, которые у нас есть. Но были и другие выводы. По отзывам американских специалистов, которым мы показывали свой продукт - программный комплекс "Галактика", наш пользовательский интерфейс вполне конкурентоспособен на рынке США.
Специалисты отметили, что разработанная нашей фирмой CASE-технология "Атлантис" обладает продуманной архитектурой и широкими возможностями.
Конечно, над многим еще предстоит работать. Например, требует улучшения графический интерфейс, необходима соответствующая поддержка ОС Windows и кросс-платформность. Без этого наш инструмент не подойдет для США, несмотря на его преимущества в других аспектах.
БЛИЖАЙШИЙ ШАГ - ОТКРЫТИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА В США
Н.К.: Но чтобы продвигать свою продукцию в Америке, по-видимому, нужно там присутствовать?
Д.Ч., Н.К.: Да. Четвертой целью как раз была "разведка боем". Мы сделали первые шаги для начала ведения бизнеса в США, заключив устные договоренности с менеджерами фирмы ParcPlace-Digitalk (фирмаразработчик известного компилятора VisualSmalltalk и автор продукта для Интернет под названием VisualWave).
Конечно, чтобы продвигать "Атлантис" в Америке, нужно серьезно поработать. Причем не только нашим разработчикам, но и американским аналитикам и постановщикам. Это необходимо, потому что зачастую требования, высказываемые инженерами и обусловленные нашими представлениями, не отвечают реалиям американского рынка.
Мы изучили принципы ведения бизнеса в США и выяснили, что его формы и способы радикально отличаются от того, что принято в России. Главное отличие следующее: американские компании, как правило, являются открытыми акционерными обществами. Это значит, что выпускаются от сотни тысяч до миллиона акций, которые реализуются на свободном рынке. Эти акции обеспечивают схему стартового развития и непотопляемость на длительный период времени.
Н.К.: Кто покупает эти акции?
Д.Ч., Н.К.: Американцы. Они постоянно ищут предприятия, в которые выгодно вкладывать деньги. Инвестиционные проекты их привлекают. Деньги они зарабатывают не на прибыли компании, а на котировках акций. Американцы могут вкладывать деньги, руководствуясь не текущими активами компании, не ее финансами или размером, а перспективами развития. Формируемый ими бизнес живет по правилам игроков. Поэтому и нам построить бизнес там можно, лишь привлекая акционеров, а не по классической российской схеме развития за счет внутренних финансовых ресурсов.
Если в России существует дефицит инвесторов, то в Америке, наоборот, - дефицит перспективных проектов. Поэтому там пользуются особой поддержкой проекты в области высоких технологий.
Н.К.: Почему вы начинаете с CASE, а не с прикладного ПО, не с "Галактики"?
Д.Ч., Н.К.: Потому, что с этого легче начинать. Умные головы - дефицит во всем мире. Новый прорыв в любом бизнесе возможен при наличии сильных команд, вооруженных соответствующим инструментом. По сути это и есть заказные проекты. В этой нише работают самые умные и опытные специалисты, и наш инструмент им будет очень кстати.
ГЛАВНОЕ ПРЕПЯТСТВИЕ - ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ
Мы получили доступ к некоторым ключевым аспектам программного бизнеса в Кремниевой долине. И по мере развития бизнеса там будем все больше овладевать этими технологиями, с тем чтобы потом применять их на отечественном рынке.
Сейчас для многих фирм, занимающихся программным бизнесом в России, главный тормоз - низкий уровень технологий управления. Рано или поздно это сказывается в любом бизнесе, в любой фирме. Компании, вырастая из маленьких коллективов, начинают расширяться и укрупняться. И тогда становится ощутимым недостаток в навыках управления средними и крупными организационными структурами.
Изучая технологии управления бизнесом, мы узнали много интересного, приобрели ценный опыт. Уверены, что он поможет и нам, и нашим многочисленным клиентам.
Николай Комлев
О ПРОДУКТЕ
Главный коммерческий продукт, производимый совместно двумя фирмами, - многопользовательский сетевой комплекс автоматизации управленческой, производственной и учетной деятельности предприятия (корпорации) "Галактика". Необычно то, что достаточно большой комплекс, работающий в архитектуре клиентсервер, создан с использованием собственной CASE-технологии.
О КОМАНДЕ
Корпорация состоит их двух головных фирм "Новый Атлант" (Россия, Москва) и "Топ Софт" (Белоруссия, Минск) и ряда вспомогательных.
"Новый Атлант" (тогда еще под другим именем) был образован в 1986 году. Фирма входит в число ведущих производителей экономического ПО России. "Топ Софт" - абсолютный лидер среди разработчиков бухгалтерских программ Белоруссии. В корпорацию входят также региональный центр "Гэлэкси СПБ" (Санкт-Петербург) и "Гэлэкси Украина" (Киев).