Колонка системного интегратора
Внимательно наблюдая за деятельностью крупных российских фирм - системных интеграторов и изучая по материалам дискуссий (PC Week/RE, № 14/96, с. 1, № -33/96, с. 52) суть проблем системной интеграции, нельзя отделаться от следующей мысли. Системная интеграция (СИ) рассматривается многими только с точки зрения Интегратора - создателя новой крупной информационной системы. Хочу подчеркнуть - новой. Отсюда - пессимизм и скепсис по поводу больших проектов на рынке, обострения конкуренции и сетование на низкий потребительский спрос на информационный консалтинг и реинжиниринг.
Но существует и другая точка зрения - это взгляд на создание собственной информационной системы глазами Заказчика, у которого уже что-то есть из компьютеров и сетей. Особенность экономической ситуации сейчас такова, что делать крупные инвестиции в создание системы (а любая система - это прежде всего инвестиции) проблематично. У большинства коммерческих предприятий есть более прибыльные для вложения собственных денег направления. Государственные же организации сейчас и в ближайшем будущем будут достаточно жестко ограничены в инвестиционных возможностях. Логично предположить, что наиболее взвешенной стратегией будет осторожное инвестирование средств в создание и совершенствование информационного обеспечения своего бизнеса.
Желания и возможности российских интеграторов и заказчиков сейчас не совпадают. Так что же, ставить точку на чистой системной интеграции и ждать? Или все-таки обретать новое дыхание на этой дистанции? В поисках ответов на подобные этим сложные вопросы я часто пользуюсь приемом отдаления рассматриваемого предмета, чтобы уловить его общие характерные черты.
Может быть, в несовпадении потребностей и возможностей и нет той непреодолимой пропасти, которая видится сегодня. Системная интеграция как область деятельности имеет дело с информационными системами, точнее, с информационными автоматизированными системами. Позволю себе привести определение из Руководящей документации по стандартизации (РД 50-680-88): "В процессе функционирования автоматизированная система представляет собой совокупность средств автоматизации, организационно-методических и технических документов и специалистов, использующих их в своей деятельности". Из множества аналогичных определений автоматизированных систем это, на мой взгляд, наиболее емкое. Относясь к предмету деятельности - автоматизированным информационным системам - с должным вниманием, как Интегратор, так и Заказчик (если он действительно имеет дело с системой) прекрасно понимают сложности взаимодействия упомянутой в определении триады. И если для Интегратора новая информационная система (ИС) - это картина на заданную тему на почти чистом холсте, то для Заказчика его ИС - это каждодневная работа, включающая в себя поддержание системы обеспечения бизнеса в работоспособном состоянии, повышение эффективности использования существующих средств, повышение квалификации персонала, внедрение новых прикладных технологий, документирование. И сегодня отказаться от существующей ИС, с тем чтобы проснуться завтра с новой техникой, даже обещающей значительное повышение прибыльности бизнеса, согласится не каждый Заказчик. Потому что "обещать - еще не значит жениться". Особенно в России. Особенно сейчас.
Опыт показывает, что в отношениях Заказчика с Интегратором обязательно должна быть предыстория, настоящее и лебединая песня. Предыстория - это качество технического решения и качество обслуживания Заказчика при поставках техники, установке локальных сетей, несложных интеграционных работах и консультациях. Настоящее - внедрение комплексного программно-технического решения, влияющего на эффективность деятельности Заказчика. Лебединая песня - доведение до логического завершения перестройки (реинжиниринга) бизнес-процессов Заказчика. Образно говоря, "семейный доктор" потому и считается семейным, что, кроме внуков, в свое время он лечил и бабушку, и маму. Поэтому с каждым новым Заказчиком Интегратору нужно проходить как бы заново весь путь своего становления: знакомство, подтверждение квалификации - решение принципиальных технических проблем Заказчика - и только затем - перестройка его бизнес-процессов и внедрение новой информационной технологии. В процессе совместной работы две точки зрения на СИ - Заказчика и Интегратора - конвергируются, подтверждая, что системная интеграция - не единовременный акт, а длительный процесс взаимодействия сторон, направленный как на поддержание существующей информационной системы Заказчика, так и на плавный перевод этой системы в новое, более эффективное состояние.
Сергей Сериков
Сергей Сериков, начальник отдела управления проектами LVS.
С ним можно связаться по E-mail: sser@lvs.msk.su.