Очень много написано и сказано о компьютерном пиратстве. И за  -  популяризация продуктов, их доступность для беднейших слоев населения. И против  -  в самом широком диапазоне: от "ай-яй-яй, как нехорошо нарушать законы" до совершенно непечатного. Результаты антипиратской кампании известны всем и напоминают цифру прибыли в хорошо сделанном балансовом отчете: не совсем нулевые, но близко к тому.

 

Единственное, чего удалось добиться, так это легкой неуверенности у профессиональных пиратов (тех, кто наладил промышленное производство и продажу нелицензионных копий). Кажется, у них появилось смутное ощущение, что пиратство в "территориальных водах" "1С", "ДИЦ", GreenSoft, "АйТи" и других крупных фирм  -  хлопотно и небезопасно. Проще и спокойнее грабить корабли, идущие под звездно-полосатым флагом.

 

Возможно, нас (представителей перечисленных отечественных фирм) и устроило бы такое положение вещей: наши продукты вне опасности, а интересы Microsoft или Novell  -  что нам до них? Но вот годовой отчет нашей службы сопровождения: 98,6% рекламаций наших зарегистрированных пользователей не имеют отношения к нашим программам. Доклады сотрудников, выезжавших на место, однотипны: что-то не так на компьютере пользователя. Вирусы, технические неисправности... Но чаще всего  -  системные проблемы, вызванные использованием пиратских копий системных продуктов: "сборная" MS DOS (компоненты принадлежат различным версиям); поврежденная MS DOS (последствия давних атак вирусов); некомплектная MS DOS (лишенная важнейших компонентов); неработоспособный (ранний, некоммерческий) релиз Windows 95; безграмотно установленная и сконфигурированная пиратская версия Novell. Наши программные продукты ни в чем не виноваты. Они, как и любые другие, просто не в силах нормально функционировать в изуродованной среде, будь то DOS, Windows или Novell. Как правило, это обстоятельство доступно пониманию пользователя, и рекламация снимается.

 

Казалось бы, все в порядке. Вот только выясняется это уже после того, как время и деньги (кстати, немалые) безвозвратно потрачены. Сверхнадежная программа отказывается работать, и ведущий программист фирмы срочно вылетает в Иркутск, чтобы в очередной раз увидеть... (см. выше). За программу обидно... Одним словом, не торопитесь искать ошибки в своем продукте. Сначала поинтересуйтесь лицензией пользователя на его копию ОС.

 

Выезды программистов сопровождения на такие "рекламации" обошлись компании GreenSoft только за прошлый год в $16000, не говоря уже о незаслуженных моральных издержках. Парадоксальная ситуация: действия пиратов против Microsoft и Novell наносят прямой финансовый ущерб отечественным производителям!

 

ЗАЧЕМ ЖЕ СРАЗУ  -  НА РЕЮ? ПОПРОБУЙТЕ ЛАСКОЙ...

 

Как известно, пиратство невозможно пресечь юридическими или силовыми методами. Оно будет существовать до тех пор, пока пользователи проявляют интерес к дешевым пиратским копиям. Это азы экономики: спрос рождает предложение, а не наоборот. Убедите (разумеется, гуманными методами) конечного пользователя в том, что покупка и использование пиратских копий противоречит его же интересам  -  и проблема решена.

 

Метод убеждения, разработанный в GreenSoft, на редкость прост. Мы всего лишь дополнили текст стандартного Лицензионного соглашения (Licence Agreement) одной фразой: "Действие гарантийных обязательств автоматически прекращается в случае использования программного продукта Пользователем на ПК (локальной сети), на котором (которой) установлена нелицензионная копия операционной системы и/или сетевого матобеспечения". Иначе говоря, легальный пользователь приложения, уличенный в незаконном использовании ОС, лишается всех привилегий (upgrade, support etc.) и попадает в положение нелегала.

 

Метод вполне доступен пониманию пользователей, и не встретил с их стороны особых протестов. В самом деле, потребитель, купивший покрышки для своего "Мерседеса" и недовольный ими, может, конечно, требовать от поставщика замены или ремонта. Но если его "Мерседес" краденый и числится в розыске... Кстати, такой случай действительно имел место и закончился он не в пользу потребителя.

 

Юридическое обоснование этого метода, несмотря на его кажущуюся сомнительность, вполне безупречно (см. Приложение к приказу ГКАП РФ от 15 августа 1994 г. "Разъяснения о некоторых вопросах применения Закона РФ от 7 февраля 1992 г. "О защите прав потребителя""). Производитель вполне может отказать Потребителю в тех или иных услугах, если это обусловлено неправомерными действиями Потребителя и Потребитель был предупрежден об этом заранее. И на упаковке нашего продукта в обязательном разделе "Минимальные требования к программно-аппаратной конфигурации" указывается: MS DOS версии 3.3 или выше (лицензионная), Windows версии 3.1 или выше (лицензионная). Не хватает разве что еще одной строки: IBM PC/AT 286 и выше (исправный).

 

Курьезно? Смешно? Возможно. А теперь вспомним об убытках в размере $16000, упомянутых выше. Желание посмеяться сразу же исчезло, не так ли?

 

На объемы продаж новшество не повлияло совершенно. Но нагрузка на службу сопровождения немедленно снизилась вчетверо! Многие наши пользователи, нуждавшиеся в сопровождении, приобрели лицензионные копии соответствующих системных продуктов (что совершенно не входило в наши первоначальные планы). Кстати, после этого все их проблемы с нашими программами исчезли, как по волшебству.

 

Метод оказался настолько эффективным, что мы берем на себя смелость рекомендовать его всем отечественным производителям программных продуктов. Если он станет общепринятым, в выигрыше окажутся все: и зарубежные фирмы, страдающие от пиратства, и отечественные, с нашими перегруженными службами сопровождения и ограниченным бюджетом.

 

ВЕСЕЛЫЙ РОДЖЕР И ГРУСТНЫЙ БИЛЛ

 

Предвидим резонный вопрос: откуда такая забота об интересах Microsoft? Не иначе, как этот метод разработан в тайных лабораториях Билла Гейтса, чтобы еще сильнее ущемить нас, бедных. И написал эту статью не идейный борец с пиратством, а наемный вояка на жалованье!

 

Поверьте, это не так (а жаль  -  борьба с пиратством на твердом окладе, вероятно, увлекательное занятие). Более того, Microsoft даже не подозревает о возможности такого подхода к проблеме лицензирования. Это легко проверить: обратитесь в Microsoft за поддержкой вашей копии MS Office, например. Вас, безусловно, попросят подтвердить вашу лицензию, т. е. сообщить регистрационный номер вашей копии MS Office. Но Microsoft и в голову не придет проверить вашу лицензию на MS Windows. Удивительно, но факт!

 

Так что данный метод является чисто отечественной разработкой и предназначен исключительно для защиты наших собственных интересов. Любое же совпадение их с интересами Microsoft отнюдь не свидетельствует о наших нежных чувствах к этой компании, а является побочным эффектом. В частности, обнаруженная на компьютере пользователя нелегальная копия MS Office воспринимается нашей службой сопровождения вполне нейтрально.

 

ЕСЛИ РАЗВИТЬ ЭТУ МЫСЛЬ...

 

При обсуждении метода в профессиональном кругу была высказана не лишенная привлекательности идея: а почему бы не распространить этот принцип на нелицензионные копии любых (не только системных) продуктов, в первую очередь  -  отечественных?

 

В самом деле: украл мой продукт  -  не рассчитывай на мою поддержку. Ну а если украл, но не у меня? Нельзя быть наполовину вором. Вор  -  это всегда вор. Прикажете обеспечивать ему тот же уровень сервиса, что и честным людям? "Да, уважаемый господин, мы многое вам обещали. Но вы обокрали наших коллег и друзей. Мы вас предупреждали. И теперь мы вас знать не желаем".

 

По нашим наблюдениям, даже у закоренелого пирата имеется (по каким-то неведомым причинам) хотя бы одна лицензионная копия, неважно, какого именно продукта. Это  -  предмет гордости пирата и одновременно средство самоутверждения: там, где обычный пользователь снисходительно прощает небольшие недочеты продукта, пират свирепствует и всячески тиранит производителя. И чем более данный пират склонен нарушать чужие авторские права, тем чувствительнее он к ущемлению собственных прав. (Особенность криминальной психики: преступник очень жалостлив к себе и любит поплакаться на жестокость наказания, искренне забывая о жертвах своих преступлений.)

 

И вот оно наказание: стоимость послепродажного сервиса составляет весьма солидную долю суммы, уже заплаченной потребителем за продукт. Причем отказ в сопровождении бьет пирата не только по карману, но и по самолюбию: отнимает возможность покуражиться. Да, похоже, что у почти беззащитных производителей появляется коллективная самооборона: отказ в сопровождении  -  грозное оружие. Причем вопрос решается своими силами, без обращения к законодательной, судебной или исполнительной властям.

 

Такая идея кажется преждевременной, поскольку для ее реализации потребуется полная согласованность лицензионной политики всех ведущих отечественных производителей (обычно называемая круговой порукой). А ведь какие-либо структуры, координирующие наши действия, фактически отсутствуют. Создавать же очередную "Ассоциацию" с солидным вступительным взносом и неясными функциями вряд ли целесообразно.

 

Впрочем, выход есть. Что-нибудь вроде Антипиратской Конвенции, открытой для подписания в любое время и любому отечественному производителю. Не структура, а многосторонний договор, не требующий ни управленческого аппарата, ни членских взносов. В сущности, та же круговая порука, но уже юридически оформленная.

 

Трудно представить, кто из ведущих отечественных производителей (или, может быть, компьютерных СМИ) найдет в себе силы взяться за реализацию такого масштабного проекта. К тому же не имеющего аналогов в мировой практике лицензирования. Но в случае успеха результаты ожидаются незаурядные.

 

Давид Баренбойм

 

Давид Баренбойм  -  президент российской компании GreenSoft. К нему можно обратиться по телефону: (095) 956-1918 или по адресу: root@elma.msk.su.

Версия для печати