Коллегия Министерства связи Российской Федерации подвела итоги работы телекоммуникационного комплекса страны в первом полугодии текущего года. Они были признаны положительными: общий валовый доход отрасли "Связь" был в 1,9 раза больше, чем за соответствующий период прошлого года.
В области традиционных средств телекоммуникаций в основном было отмечено развитие мощностей; по городским телефонным станциям оно составило 128,1%, по междугородной АТС - 256,2% по сравнению с первым полугодием 1995 г.
Как и следовало ожидать, ввод емкостей на сельских телефонных сетях продолжал падать и уменьшился до 78% от весьма скромного прошлогоднего уровня.
Прирост основных телефонных аппаратов по стране составил 381 тыс. шт., или 1,7 % от имеющихся на сети. В техническом плане этот период характеризуется поэтапным переходом на повременную оплату разговоров на местных телефонных сетях.
Инвестиционная политика в сфере телекоммуникаций характеризуется состоянием определенной активности - в целом по комплексу объем капиталовложений составил 2063,0 млрд. руб. Введено основных фондов на сумму 1141 млрд. руб.
Продолжала стремительно убывать доля государственных средств в общем объеме инвестиций (в 4 раза по сравнению с соответствующим периодом прошлого года). До 128,7 млн. долл. уменьшились зарубежные инвестиции в средства связи общего пользования. Напомним, что в первом полугодии прошлого года они составили 142,3 млн. долл. Впрочем, ожидается, что во втором полугодии объем иностранных капиталовложений возрастет и в целом за год составит 700 млн. долл. К сожалению, материалы итоговой коллегии не дают никакого представления об уровне инноваций в отрасли. Совершенно невозможно представить, что стоит за обтекаемыми цифрами объемов строительно-монтажных работ - то ли введение в строй волоконно-оптических линий и станций спутниковой связи, то ли подвеска медных проводов на воздушных линиях связи. Хотелось бы иметь возможность оценить степень внедрения новых технологий - SDH, ATM и т. д. Если стратегической линией Минсвязи хоть в какой-то мере можно считать создание ISDN в стране, то, вероятно, следовало бы отчитываться по показателям внедрения этой технологии и по уровню доступности каналов базового и первичного доступа для конечных пользователей. Если стоит задача внедрения интеллектуальных сетей, то возникают вопросы развития этой технологии и доступности подобных услуг для населения.
Столь же проблематичной окажется попытка выяснить степень выполнения бесчисленных комплексных программ развития связи в стране, таких, как программа развития спутниковой связи "Россия", программа развития сельских телекоммуникаций "Село" и т. д. Исключение составляет, пожалуй, программа "Российский народный телефон", да и то, вероятно, потому, что реализуется она за счет привлеченных средств организаций и населения.
В целом материалы коллегии свидетельствуют о том, что администрация связи пока еще остается в тисках традиционных представлений о развитии телекоммуникаций и не уделяет должного внимания выработке перспективной технической политики и внедрению новейших технологий.
К. П.