Стратегии Internet
Прошли времена, когда Adobe Systems одиноко стояла на вершине компьютерной полиграфии. Удастся ли ей покорить новый пик - полиграфию в Internet?
Здесь нет ни турника, ни параллельных брусьев. И их не тренирует Бела Кароли. Тем не менее можно сказать, что Джон Уорнок и Чарльз Гешке из Adobe Systems (Маунтин-Вью, шт. Калифорния) участвуют в своего рода гимнастических соревнованиях. И вряд ли они покажут чемпионский результат.
Образы в Photoshop: основатели компании Чальз Гешке (слева)
и Джон Уорнок меняют ее имидж, чтобы выйти в лидеры
Компания Adobe Systems, основанная 14 лет назад Уорноком и Гешке, когда-то была бесспорным лидером в области настольных издательских систем, но с тех пор допустила несколько досадных промахов. Ее доля на рынке упала, развитиЕ замедлилось, доходы сократились. Компания признает, что дорогостоящая сделка с Frame Technology, заключенная минувшей осенью, была ошибкой. Нет ничего удивительного в том, что акции Adobe резко упали в цене: в конце июля цена акции ($33 за штуку) была на 56% ниже максимальной цены за последний год.
Однако сейчас Уорнок и Гешке репетируют новый трюк - двойное сальто с поворотом на 360o: превращение Adobe в лидирующую издательскую систему для World Wide Web. Они реорганизовали компанию, впервые создав отдел продуктов для Internet. В ближайшие несколько месяцев на свет появятся сразу несколько таких продуктов, в том числе новая версия пакета Acrobat, универсальной электронной системы публикаций, а также ПО PageMill 2.0, авторский инструментарий для создания страниц Web. К началу 1997 года компания планирует выпустить пакеты PrintMill - набор утилит печати на базе Internet и Vertigo - комплект интерактивных средств разработки Web. По своей сложности такое упражнение должно быть оценено в 10 баллов. "Второе дыхание Adobe заложено в переходе от бумажной полиграфии к публикации в Internet", - говорит аналитик Giga Information Group Ира Мачефски.
До самого последнего времени не было ясно, хочет ли Adobe обрести право на вторую жизнь. Долго казалось, что компания совершенно не задумывается об Internet. Когда Acrobat дебютировал в 1993 году, он вообще не продвигался как продукт для Сети. Малозаметный поначалу разворот в сторону Internet впервые стал заметен прошлой осенью, когда компания представила PageMill для Macintosh, а затем SiteMill - средство управления узлами Web. "Люди заинтересовались, что собирается делать Adobe? До этого молчание компании относительно Internet было гробовым", - сказал Гарри Феник, директор консалтинговой фирмы Zona Research (Редвуд-Сити, шт. Калифорния). Будучи поставщиком оборудования (ее PostScript устанавливается на большинство принтеров), Adobe никогда широко не рекламировалась в качестве производителя ПО. Но реальная причина ее скромности заключалась в другом. "Мы не могли обсуждать нашу стратегию Internet, потому что у нас ее не было", - признается Джон Кунце, генеральный менеджер отдела продуктов для Internet.
Позиция и планы. Теперь стало ясно, насколько Adobe нуждается в такой стратегии. Хотя компания и остается лидером на рынке компьютерной полиграфии (корпорация International Data (IDC) оценивает ее долю в 38%), времена бума в этом секторе прошли. По прогнозам IDC, в период с 1995 по 2000 гг. этот сектор рынка будет расти весьма умеренно - на 9,4% ежегодно. Аналитик в области издательских систем Джон-Кэрол Брайэм из IDC считает, что "в традиционной бумажной области Adobe имеет дело с дозревающим рынком. Все больше компаний переходят от выпуска глянцевых брошюр к созданию привлекательных базовых страниц WWW".
В результате, говорит Брайэм, "прибыли станут ниже, продажи упадут". В действительности и то и другое уже наблюдается. В середине текущего финансового года чистые прибыли Adobe были на 3% ниже и составляли 17%. Чистый доход, без учета 14 млн. долл., потерянных в связи с приобретением новых производств, снизился на 5% и составил 67,7 млн. долл., тогда как объем продаж вырос на 5% и достиг 398 млн. долл.
Тем временем конкуренты Adobe в области настольных издательских систем Quark и Corel добились немалых успехов. В период с 1993 по 1995 г. доля QuarkXPress на рынке издательских программ для Mac увеличилась почти на 10% и в результате составляет 63,1%. За то же время доля PageMaker, флагманского издательского пакета Adobe, в этом секторе сократилась на 8% и составляет всего 33,5%. Пакет графических приложений Adobe Illustrator доминирует в секторе Mac с 63,4%, тогда как в секторе Windows 75,6% рынка захвачено CorelDraw, оставившим на долю Illustrator всего 5,2%.
Все это и само по себе достаточно тревожно, однако недавние крупные сделки Adobe привели к еще более неоднозначным результатам. Приобретение состоящей из 6 человек фирмы Ceneca Communications (Пало-Альто, шт. Калифорния) за 15 млн. долл. в минувшем октябре дало немедленный выигрыш: ассортимент продуктов Adobe пополнили новые средства для работы в Web - PageMill и SiteMill. Особенно популярным оказалось PageMill, предназначенное для верстки базовых страниц. Со времени его выпуска в продажу 8 месяцев назад по всему миру уже разошлось более 250 000 копий.
Другая сделка Adobe (приобретение корпорации Frame Technology за 31,5 млн. долл.) оказалась неудачной. После того как в октябре 1995 года эта покупка состоялась, объем продаж Frame резко упал с 20 до 12 млн. долл. за квартал. Одной из причин спада явилось решение Adobe об отмене сервисных служб Frame. Основная проблема, однако, заключалась в неопытности Adobe в сфере сбыта. Отдел телемаркетинга во внутренней системе сбыта Frame Technology был расформирован, а затем его потребовалось создавать заново. Президент Adobe Чарльз Гешке признался по этому поводу: "Это было не самое блестящее наше решение в области менеджмента".
Однако Гешке не слишком огорчен тем, что его фирма опоздала на бал Internet. Фактически он вообще отрицает опоздание. Разработанные Adobe приложения уже нашли широкое применение в Internet. "Ни одна страница Web не обходится без продуктов Adobe - Photoshop или Illustrator. Только это происходит за сценой", - утверждает Гешке. И если принять во внимание более чем 130-миллионный доход от 17 млн. долл., вложенных фирмой в Netscape, надо признать, что Adobe, возможно, "уже получает от Internet больше прибыли, чем все остальные производители ПО вместе взятые".
Назовем такое поведение стратегией по умолчанию. Однако если раньше Adobe была случайным путником на обочине Internet, то сейчас ситуация меняется. Изменился и рынок авторских средств Web, который, по оценке Zona Research, вырастет к 1999 году до 217 млн. долл. Цель, провозглашенная сегодня Adobe, проста: улучшить внешний вид и технологию распространения документов в Web. "Мы, компьютерные фанатики, приходим в восторг от того, что сегодня можно передать по Internet, но обычных пользователей это не впечатляет. Они хотят, чтобы в Internet все выглядело не хуже, чем по телевизору или в кино, а это пока не так", - пояснил Уорнок.
Чтобы улучшить качество документов Internet, в качестве первых шагов Adobe снабдила новыми инструментами свои наиболее успешные приложения - Illustrator, Photoshop и PageMaker. Фирма стремительно дополняет серию своих новых продуктов, начатую PageMill, SiteMill и PrintMill, высококлассными авторскими средствами для создания видео.
Союзники. Adobe также начинает налаживать отношения с перспективными союзниками. В мае фирма объявила о своем альянсе с компанией Sun, которая будет использовать разработанную Adobe платформно-независимую систему создания двухмерных изображений Bravo для повышения графических и текстовых возможностей языка Java. AT&T планирует дополнить технологией Adobe свою систему WorldNet Service, дав тем самым растущей армии своих Internet-клиентов издательские возможности. Однако наиболее важной является совместная работа Adobe с Apple, Microsoft и Netscape над созданием на основе PostScript открытого типографского стандарта для Web - PDF (Portable Document Format).
Adobe делает серьезную ставку на PDF как альтернативу языку разметки гипертекста (HTML). Менеджер по планированию рынка из созданного отдела Internet-продуктов Джуди Киркпатрик считает, что HTML "хромает" в нескольких отношениях. Прежде всего, документы, переведенные в HTML, обычно не сохраняют первоначальный формат, причем HTML предлагает при просмотре очень ограниченное число гарнитур. Напротив, пользователи Acrobat, PDF-инструментария для создания, распространения и просмотра документов в первоначальном формате, "знают, что читатели увидят публикацию именно такой, какой она была сделана". Графические возможности HTML со временем могут быть улучшены, однако, по мнению Гешке, для этого потребовались бы годы.
Чтобы способствовать широкому использованию PDF, Adobe распространила около 7 млн. бесплатных копий Acrobat Readers через свой узел Web и с помощью соглашений по комплектации с Netscape и Microsoft. Однако осуществление стратегии PDF - предприятие весьма рискованное. "Сделав ставку на PDF, Adobe противопоставила себя всему HTML-миру", - считает Феник, аналитик из Zona Research. В настоящее время HTML доминирует во всем. По оценкам аналитиков, Acrobat использован менее чем в 1% всех существующих сегодня документов Web. Более того, Джон-Кэрол Брайэм из IDC задается вопросом, многим ли пользователям Сети вообще нужно красивое оформление? "Подход Adobe, ориентированный на профессиональный дизайн документов, безусловно, оправдывает себя в сфере настольных издательских систем. Однако будет ли он так же хорош для Internet? Не исключено, что издателей Web скорость публикации волнует больше, чем ее качество", - рассуждает она.
Даже если пользователи и хотят, чтобы их Web выглядела привлекательней, Adobe не единственная компания, которая хочет ее украсить. К этому же стремятся такие конкуренты, как Quarterdeck, SoftQuad, Sausage Software и Macromedia. Сейчас среди них лидирует Quarterdeck. По словам аналитика Эда Бьердемана из Dakin Securities, Macromedia также является "напористым и сильным конкурентом": "Даже Microsoft нацеливается на часть рынка издательских средств для Web, и эта компания слишком велика, чтобы ее можно было игнорировать".
Без страха. Но даже упоминание имени могучей Microsoft не заставляет Уорнока содрогнуться. "Для Adobe не составит большого труда хозяйничать на рынке средств создания документов Internet", - считает он. В действительности Microsoft не предлагает профессионального издательского инструментария. Другие конкуренты, включая Macromedia, слишком малы, чтобы представлять собой угрозу. Мнение таких аналитиков, как Билл Кэффри из Gartner Group, подкрепляет эту уверенность: "Быстро приобретя популярность благодаря PageMill и наращивая привлекательность других своих средств для верстки и публикации, Adobe уже имеет преимущество в качестве поставщика издательских средств Internet. Скоро фирма сможет похвастать наиболее полноценным комплектом средств создания онлайновых документов, рассчитанным на широкий рынок".
Наконец-то Adobe стала осознавать, что Internet - не вернисаж, а олимпийские состязания. Последние несколько лет фирма была готова забыть былой блеск и делать, что потребуют. С этим покончено. "Новое ПО, распространяемое на дискетах, держится в секрете, пока не поступит в продажу. В Internet пользователи хотят заранее знать, что готовится к выпуску. Поэтому мы должны заявлять о себе громко", - сказал Гешке. Если Adobe нацелилась на золото, будьте уверены: она проделает такие трюки, что сам Бела Кароли поразится.
ЖАН СТАФФОРД
Жан Стаффорд - внештатный автор из Сан-Франциско.
Adobe была случайным путником на обочине Internet, но сейчас ситуация меняется