Московская Городская Дума в плане компьютерного оснащения - организация "продвинутая": на 350 сотрудников приходится 250 компьютеров, 2 Unix-станции, 7 серверов (это при том, что в среднем в структурах городской администрации один компьютер приходится на трех человек). Еще одно немаловажное обстоятельство - практически все используемые в Думе информационные системы являются сетевыми. Правда, суммы затрат на разработку новых информационных систем (78 млн. руб. за 1995 г.) и эксплуатацию имеющихся (60 млн. руб. за тот же период), честно говоря, не впечатляют.
Мы напросились на встречу с представителем городской власти, пытаясь уяснить, какими достижениями информационных технологий и насколько эффективно пользуются депутаты и столичные чиновники высокого уровня, регулярно ли выделяются средства мэрией на оснащение рабочих мест и создание соответствующей инфраструктуры масштаба города. Личное мнение Александра Крутова мы приводим ниже.
Оснащенность
Обучение депутатов основам работы с компьютерами проводилось централизованно и было инициировано мэрией. Однако уровень подготовки депутатов, естественно, разный: кто-то за два года освоил только "Лексикон", кто-то эффективно использует все возможности компьютерных технологий. В штатное оснащение рабочих мест депутатов Городской Думы изначально входили ПК на базе 386 процессоров, на которых были установлены DOS 6.2, Windows 3.1. У меня есть еще принтер Epson, мои помощники используют лазерный принтер для качественной подготовки документов. Начинали работать с таблицами Quattro Pro 4 для DOS, потом появились WinWord 2.0, Excel 4.0, несколько картографических систем (City 2.5, M-City и т. п.), есть система электронной почты и выход в Интернет. Использую органайзер Sidekick for Windows. Попробовал MS Project, но отказался - у нас все не так формально. Модернизация техники проводится в основном по инициативе пользователя. Локальная сеть появилась в 1994 г., в ней сейчас более 100 компьютеров. Оптоволоконные каналы связывают нас с мэрией.
С первого дня в зале заседаний Думы установлена система электронного голосования. Она используется во всех случаях, кроме окончательного голосования по документу (чтобы избежать ситуации, когда, например, в зале присутствует 12 человек, а проголосовали, т. е. нажали кнопки, 18).
Базы данных
- Сейчас на нас как конечных пользователей обрушилось множество инструментов. Например, к широко распространенным базам нормативных документов ("Консультант Плюс", "Гарант", "Кодекс"), которыми в Думе активно пользуются, все время добавляются новые (тот же "Референт"), и я оказываюсь в положении плотника, которому каждый раз для работы предлагают новый топор. У этого прекрасная ручка, у того лезвие лучше, а мне это не нужно - я привык к своему, он мне "по руке".
Первым у нас появился "Консультант Плюс", и мы успели к нему привыкнуть. Его система гипертекстового поиска, может быть, и не самая удачная, но в целом пакет удобен в работе. Кроме того, московская мэрия имеет собственную базу нормативных документов; есть база НЦПИ (раньше он назывался ЦНИИ правовой информации) - в нее входят не только новые, но и старые советские документы, начиная с 1927 г.; доступны также правовые базы данных Государственного Правового Управления при Президенте РФ, Москомимущества, органов социального обеспечения. Сделаны они разными людьми в разных идеологиях, поэтому организовать взаимодействие этих баз непросто. Но в целом, я думаю, сейчас есть все возможности для оперативной работы с правовой информацией - любой документ с комментариями можно получить очень быстро (и он нам продемонстрировал это в действии. - Прим. авт.).
Потребности
- В мэрии есть большой отдел, который отвечает за поддержку всей установленной техники. Его сотрудники при необходимости занимаются и прикладными разработками (так, ими создана система работы с письмами граждан, сейчас делают новый вариант под Windows).
Но по письмам граждан хоть какая-то система есть, а вот аналогичной системы, контролирующей прохождение наших обращений к должностным лицам различных организаций, нет вообще. Нужна хорошая система автоматизации нашего специфического документооборота. Ведь законопроект проходит несколько стадий: группа людей его готовит, потом он официально вносится на рассмотрение Думы, далее происходит изучение, слушания, принятие за основу, внесение поправок и т. д. Имея автоматизированную систему поддержки законопроектов, можно было бы получать все поправки по мере их поступления, корректировать свой подход, обсуждать его с коллегами, сближая позиции. В сложном документе (70 статей, до 250 поправок) очень трудно бывает разобраться. При этом должны быть гарантии, что посторонний в этот процесс не вмешается. Пароли - не выход, их забывают, записывают на бумажке, оставляют помощникам, а в результате важные функции начинают "расползаться".
Если сравнивать с Западом
- Мы были в Штатах по программе "Муниципальные финансы и управление". Многое в Конгрессе США и законодательных собраниях штатов в плане оснащенности средствами ИТ практически не отличается от того, что есть у нас (правда, системы связи на высоте). А вот исполнительная власть у них оснащена лучше. В Атланте нам показывали огромную систему, позволяющую оперативно (в реальном времени) и жестко контролировать выплаты из городского бюджета. Везде, где рассчитываются за услуги из муниципальных денег, стоят терминалы и человек, выдающий эти деньги (например, за вывоз мусора), вводит в базу данных условия контракта и информацию о том, что деньги израсходованы (в момент перевода или выдачи денег). Фиксируется все, в том числе и заработная плата каждого муниципального служащего. Нам до такой системы еще очень далеко.
Высокие технологии и все, что с ними связано, должно быть в Москве приоритетным (и постепенно таковым становится). Малые предприятия, работающие в сфере информатизации (имеются в виду разработчики) и оказания информационных услуг, уже сейчас могут рассчитывать на налоговые льготы: для них ставка единого налога, уплачиваемого в бюджет г.Москвы, установлена в размере 3,33% от валовой выручки, в то время как для остальных - 6,67%.
Елена Монахова, Игорь Альтшулер
Александр Крутов - депутат Московской Городской Думы. В его обязанности, в частности, входит контроль за соблюдением налогового законодательства. Окончил МАИ, работал начальником научно-исследовательского отдела, имеет длительный опыт работы с вычислительной техникой. К компьютерным пиратам относится на редкость негативно, еще много лет назад, работая на кафедре в МАИ, подходил к сотрудникам и спрашивал: "А у вас Паскаль откуда?".
ПОИСК КОНСЕНСУСА
Один хочет завязывать шнурки на ботинках сзади, другой - сбоку... Как принимаем решения? ищем компромисс, проводим совещания
Информационная панорама Москвы
Главная цель городской политики в области информатизации - создание единого информационного пространства. Первые шаги для достижения этой цели были сделаны еще в декабре 1991 г., когда была утверждена Концепция создания и функционирования единой общегородской межведомственной ИС. В феврале 1995 г. появился закон РФ "Об информации, информатизации и защите информации", призванный регулировать вопросы информатизации на государственном уровне. В феврале прошлого года было принято постановление
Правительства Москвы "О развитии науки и технологии на 1996 г.", в котором задачи информатизации города определены как основные в межотраслевых направлениях городской программы.
А вот как выглядит распределение городского бюджета по различным направлениям информатизации на 1996 - 1997 гг.
+-------------------------------------------------+------------------+
| | Сумма, млн. руб. |
+-------------------------------------------------+------------------+
|Нормативно-правовое обеспечение процесса | 5 475 |
|интеграции городских информационных ресурсов (с | |
|целью обеспечения единой системы регистрации, | |
|лицензирования, сертификации, ведения и | |
|использования информационных ресурсов города) | |
+-------------------------------------------------+------------------+
|Создание единой городской телекоммуникационной | 1 292 |
|среды (для формирования городской | |
|телекоммуникационной сети с возможностью | |
|передачи данных большого объема) | |
+-------------------------------------------------+------------------+
|Информационное обеспечение процессов | 12 860 |
|формирования рыночной инфраструктуры (с целью | |
|увеличения доходной части бюджета, контроля | |
|правильности и полноты сбора налогов и т. п.) | |
+-------------------------------------------------+------------------+
|Информационное обеспечение формирования | 5 500 |
|городской инфраструктуры (для поддержки | |
|функционирования строительного комплекса) | |
+-------------------------------------------------+------------------+
|Информационное обеспечение социальной сферы (с | 19 602 |
|целью повышения эффективности работы системы | |
|здравоохранения, социального обеспечения, | |
|образования, культуры, жилищно-коммунального | |
|хозяйства) | |
+-------------------------------------------------+------------------+
|Информационная поддержка обеспечения законности | 22 425 |
|и правопорядка (для повышения эффективности | |
|деятельности соответствующих органов) | |
+-------------------------------------------------+------------------+
|Информационное обеспечение процессов управления | 10 723 |
|городским хозяйством (для поддержки управления | |
|системами жизнеобеспечения города) | |
+-------------------------------------------------+------------------+
|Формирование информационной системы | 8 350 |
|территориального управления (подразумевает | |
|создание единой многоуровневой ИС | |
|территориального управления) | |
+-------------------------------------------------+------------------+
|Всего на городскую информатизацию в 1996 - 1997 гг. выделено 86 728 |
|млн. руб., причем 80% этих средств предполагалось израсходовать в |
|прошлом году. |
+--------------------------------------------------------------------+
По материалам бюллетеня "Правительство - город - люди", 1996, № 13 (62).