Информационные технологии Урала - в зеркале рыночных отношений
Урал - крупнейший промышленный регион России. Как и повсюду, основная проблема экономики здесь - это неплатежи. Очевидно из-за отсутствия реальных денег коммерческие банки региона не являются самыми платежеспособными покупателями информационных систем. Проблема неплатежей не оказалась для региона фатальной, она решается благодаря системе взаимозачетов. Что только ни обрабатывают промышленные предприятия Урала: резину, железо, дерево, полезные ископаемые и многое другое, что весьма ценится в других регионах России, а также сопредельных государствах. Предприятия рассчитываются друг с другом, в том числе и за информационные системы, произведенной продукцией. Сложность здесь одна: для того чтобы получить "живые" деньги, необходима целая цепочка взаимных расчетов продукцией.
По словам Игоря Акулова, технического директора фирмы ПАРАД-КТ, для оплаты одного проекта требуется создать цепочку, состоящую в среднем из 15 этапов. ПАРАД-КТ даже организовал специальное подразделение, занимающееся только лишь образованием таких цепочек.
В этих экономических условиях успешно развиваются сравнительно небольшие предприятия. По оценке Михаила Костромитина, заместителя директора "Лантес", в нынешней структуре рынка уральского региона четко выделяются три слоя предприятий, внедряющих у себя информационные системы: с числом пользователей менее 10, от 10 до 50 и более 50. Крупные заказчики, которых немного, в основном приобретают оборудование либо непосредственно у фирм-производителей, либо через Москву.
Еще одна особенность региона заключается в том, что здесь величина проекта определяется не только числом пользователей, но и длиной прокладываемого кабеля. В практике "Лантес" был не один проект, когда приходилось прокладывать от 6 до 9 км оптоволоконного кабеля между зданиями, расположенными на большом расстоянии друг от друга.
В наследство от старых времен многим предприятиям остались автоматизированные системы, которые сейчас модернизируются. В частности, "Лантес" выполняет модернизацию сети Свердловского отделения железной дороги. Когда-то там была создана локальная сеть на коаксиальном кабеле, приблизительно три года назад отделение решило усовершенствовать свою сеть. Именно там, по словам г-на Костромитина, фирмой "Лантес" был выполнен один из первых в регионе проектов создания ЛВС на витой паре. Сегодня в отделении ведутся работы по внедрению структурированных кабельных систем. По словам г-на Диченко, начинается процесс тиражирования этого решения в других отделениях железной дороги. В качестве программной платформы "Лантес" предлагает использовать ПО IntranetWare и обеспечивать связь отделений между собой по коммутируемым или выделенным линиям. Г-н Диченко отметил также, что фирма Siemens сейчас занимается созданием оптоволоконной ведомственной инфраструктуры, которая должна быть готова в начале лета, что еще более улучшит ситуацию с ведомственными коммуникациями.
Немало и таких организаций, которые создают свои локальные сети и информационные системы "с нуля". Ситуация здесь, по мнению г-на Костромитина, стала существенно меняться в последнее время. "Еще год назад покупали самое дешевое оборудование, экономили на всем, с трудом управляя разномастным "зоопарком". Я помню проект, для которого заказчик приобрел 48 неуправляемых концентраторов 3Сом. Как он справляется с такой сетью, трудно представить, - отметил г-н Костромитин. - Но уже в прошлом году появился стойкий интерес заказчиков к структурированным кабельным системам. Мы уже выполнили ряд проектов, например по созданию ЛВС районной налоговой инспекции, которые я называю просто "красивыми"".
Елена Покатаева