Самое сложное в ремонте - запчасти
Образованный 31 ноября 1990 г. компьютерный дом НЭФ (он расположен на территории ВВЦ) - один из старейших отечественных центров по ремонту вычислительной техники. Технический директор НЭФ Владимир Каплун и коммерческий директор Александр Бродский работают в нем с самого основания и, что называется, собаку съели на ремонте ПК и самой различной периферии. Наш специальный корреспондент Владимир Митин задал несколько вопросов этим "патриархам" ремонтной службы, прошедшим сквозь огонь, воду и... медные провода.
РС Week: Вы считаете, что у независимых сервис-центров, берущихся за ремонт и модернизацию разнообразной компьютерной техники, была, есть и будет своя ниша?
В. Каплун: Несомненно, но она постоянно сужается и видоизменяется. Например, почти "умер" ремонт системных плат, ремонт всевозможных контроллеров, блоков питания. Какой смысл ремонтировать, когда цена блока питания - примерно 20 долл., а работы с ним - на два часа: полчаса на замену и часа полтора - на проверку в экстремальных режимах (простую замену блока мы ремонтом не называем). А вот, например, блоки питания стандарта ATX, которых становится все больше, ремонтировать пока выгоднее, чем выбрасывать.
Наполовину "умер" ремонт винчестеров. Если раньше можно было залезть в их "кишки" в "чистой комнате", то теперь это сделать практически невозможно: технология стала настолько сложной, что менять головки в современном жестком диске - совершенно нереальная задача. Маловероятно и восстановление сервисной информации. Так что механика почти всех современных трехдюймовых винчестеров не ремонтируется. Ее еще можно восстановить в заводских условиях, но в лабораторных - уже нет. Кроме того, на плате, где установлен винчестер, стоит большое количество заказных микросхем. И надо потратить значительное время на их поиск. Два десятка микросхем ни один из производителей не продаст - не будет связываться, а тысяча нам, как и любым другим ремонтникам, не нужна. Даже авторизованный сервис-центр не может себе позволить держать про запас коробочки с микросхемами на все случаи жизни. Мы одно время пытались такой склад организовать... У нас до сих пор лежат нереализованные наборы микросхем для машин на базе 286-х процессоров...
РС Week: Так что же, ваша профессия обречена на вымирание?
В. К.: К "счастью" для ремонтников, 90% частных пользователей - полные "чайники" и их любимое занятие - одним движением стереть autoexec.bat и config.sys одновременно. А затем с выпученными глазами притащить компьютер в сервисную службу...
А если серьезно, то длительный опыт работы в сервисной организации прежде всего ценен тем, что наши специалисты теперь не боятся браться за поддержку любой техники. А это при стремительно развивающейся компьютерной индустрии весьма важно.
РС Week: Сколько фирм в России, на ваш взгляд, живут только за счет ремонта компьютерной техники?
А. Бродский: Если не брать в расчет структурные подразделения крупных фирм с выделенным субсчетом, то нисколько. Серьезных компаний, занимающихся ремонтом широкого спектра компьютерной техники, в России считанные единицы. Правда, есть множество мелких фирмочек, специализирующихся на том или ином виде технического обслуживания. Мы же выступаем как "последняя инстанция". К нам зачастую обращаются тогда, когда все другие способы ремонта (в том числе и в авторизованных сервис-центрах) уже исчерпаны.
РС Week: Вы бы не хотели взять на себя функции сервис-центра какой либо известной фирмы?
А. Б.: Мы готовы рассмотреть любые предложения. Но многие западные фирмы ведут себя в России очень прижимисто: они согласны платить за фактически выполненный гарантийный ремонт, но не хотят, как это принято в мире, отчислять деньги на обслуживание каждой проданной единицы оборудования.
В.К.: В заключение хотелось бы дать пользователям один практический совет: выбирая поставщика компьютеров, обратите внимание не только на условия гарантийного обслуживания, но и на наличие и, главное, цены послегарантийного ремонта.
С компьютерным домом НЭФ можно связаться по телефону: (095) 974-7126 или адресу: bonad@nefor.msk.su.