Издательский центр “Человек и компьютер” совместно с Управлением информационно-технологического обеспечения Государственной Думы (УИТО) в конце февраля провели в стенах бывшего Госплана СССР выставку-семинар “Системы автоматизации бухучета и финансово-хозяйственной деятельности крупных организаций”. Для участия в ней были отобраны десять фирм, продукция которых в рамках указанной выше тематики признана наиболее актуальной для депутатов и аппарата Думы.

 

Какие же программы показались интересными избранникам народа? Ниже они перечислены в том порядке, в котором представлены в списке участников выставки-семинара:

 

- “1C:Бухгалтерия” и “1С:Зарплата” компании “1C”;

 

- системы автоматизации документооборота, предлагаемые компанией “Весть АО”;

 

- интегрированная корпоративная система управления финансами и бизнесом Navision Financials, продвигаемая компанией “Импакт-Софт”;

 

- бухгалтерские программы компании “Инфин”;

 

- справочные правовые системы “КонсультантПлюс”;

 

- заказные системы автоматизации деятельности средних и крупных предприятий с использованием средств Oracle (Центр информационных технологий “Ост-Ин”);

 

- комплексные системы автоматизации бухучета и финансово-хозяйственной деятельности государственных учреждений “Парус”;

 

- программы составления и анализа бизнес-планов ProjectExpert компании “Про-инвест Консалтинг”;

 

- финансово-экономический комплекс “Эталон” (“Цефей”);

 

- интегрированный пакет R/3 (SAP AG).

 

Сразу отметим, что из десяти фирм, поставивших свои столики в традиционном для подобных мероприятий месте, только создатели правовой базы данных “Консультант-

 

Плюс” могут похвастать тем, что Государственная Дума состоит в списке их клиентов. Все остальные фирмы пока лишь мечтают об этом.

 

Как Дума думает думу

 

А что думают о выставке те, кому она адресована в первую очередь? Помогает ли она им в решении насущных проблем? После того как одна из групп ответственных лиц в сопровождении организаторов последовательно обошла все стенды (столики) и побеседовала с экспонентами, я обратился к заместителю руководителя аппарата Государственной Думы и председателю Координационного совета по информатизации Государственной Думы В. А. Елчеву.

 

PC Week: Виктор Алексеевич, Вы только что познакомились с десятью экспозициями. Какой из программных продуктов в наибольшей степени привлек Ваше внимание?

 

Виктор Елчев: Вы меня на конкретный ответ не провоцируйте! Я осматривал экспозиции прежде всего с целью самообразования. А мои личные впечатления будут учитываться тогда, когда специалисты УИТО внесут какие-либо предложения. Так что я не вправе высказывать свои личные впечатления раньше времени. (Процесс принятия какого-либо решения по вопросам информатизации имеет в Госдуме сугубо коллективный характер: специалисты УИТО вносят свои предложения на рассмотрение собирающегося раз в месяц координационного Совета по информатизации, а решения Совета после согласования с ФАПСИ утверждаются руководителем аппарата Госдумы. Презентации отдельных программных продуктов, ввиду обилия поступающих от разработчиков предложений, в Думе не практикуются, так что узкоспециализированные выставки  -  практически единственное место, где могут встретиться производители ПО и потенциальные потребители из числа депутатов Госдумы или сотрудников ее аппарата.  -  В. М.)

 

PC Week: Дума оснащена вычислительной техникой достаточно хорошо. Чего ей не хватает для полного счастья?

 

В. Е.: Если говорить шутливо, то нам, как и всем, прежде всего не хватает денег. Если же говорить серьезно, то у нас осталось еще очень много функций (которые выполняют как аппаратные, так и депутатские структуры), не закрытых программным обеспечением. Да, у нас есть техника, есть компьютеры, но перед нами стоят и огромные задачи. Поэтому мы должны обеспечить каждое рабочее место эффективными и простыми в обращении программами, которые позволят получить от этой техники максимальную отдачу.

 

PC Week: Нельзя ли более конкретно?

 

В. Е.: Мы находимся далеко не на нуле. У нас есть хорошие средства для работы с документами и автоматизации документооборота, но мы испытываем острую необходимость в программах, облегчающих прохождение и учет законопроектов. Это огромный, очень непростой пласт проблем. Как заметил один мой товарищ, надо подготовить сто документов, чтобы приблизиться к пониманию прохождения законопроектов в Госдуме. Почему? Достаточно отметить, что сам законопроект может быть прислан от любого из более чем 700 субъектов, пользующихся правом законодательной инициативы. Потом он проходит очень много процедур в Совете Думы, во фракциях, в комитетах и т. д. Затем он обсуждается в первом чтении, во втором, в третьем... Каждое такое обсуждение связано со множеством замечаний... Другими словами, это очень и очень ветвистая процедура, в процессе которой необходимо соблюдение регламента, обращение к многочисленным правовым документам и т. д. Аналогичные программы требуются нам и на других участках.

 

PC Week: Мне кажется, что разработки фирмы “Весть АО” в значительной степени решают описанные Вами проблемы?

 

В. Е.: Да, предложения этой компании наряду с предложениями других фирм с полным правом могут участвовать в тендере на автоматизацию процесса законотворческой деятельности.

 

PC Week: Условия этого тендера будут опубликованы в печати?

 

В. Е.: Если доживем до него, то, возможно, и опубликуем. Сначала мы должны приблизиться к реальным возможностям выполнения этого проекта. Ведь несмотря на то, что в декабре прошлого года мы стали юридическим лицом, в вопросах финансирования мы все еще тесно связаны с Управлением делами Администрации Президента РФ.

 

PC Week: Какая сумма выделена Думе в этом году “на информатизацию”?

 

В. Е.: Смета уже составлена, но еще не утверждена депутатскими структурами.

 

PC Week: Спасибо за беседу.

 

Послесловие

 

За минувшие два года в Государственной Думе состоялись три компьютерные выставки: “Российские информационные технологии” (июль 1995 г.), “Системы электронного документооборота” (ноябрь 1995 г.) и “Информационные ресурсы Internet” (декабрь 1996 г.). В этом году запланировано провести шесть выставок-семинаров, так или иначе связанных с вычислительной техникой и соответствующих плану развития информационно-телекоммуникационной системы Государственной Думы. Одна из них уже прошла. Остальные пять будут посвящены следующим темам:

 

- “Домашний компьютер депутата  -  возможности, использование, развитие” (состоится 2 - 4 апреля);

 

- “Мультимедийные средства для госучреждений”;

 

- “Информационно-телекоммуникационные технологии нового тысячелетия”;

 

- “Интеграция разнородных информационных систем  -  технологии и средства”;

 

- “Хранилища данных  -  программно-аппаратные средства и перспективы их применения”.

 

Чем вызван такой “информационный взрыв”? Уж не тем ли, что в декабре минувшего года Государственная Дума получила статус юридического лица и решила получше обустроиться с информационной точки зрения.

 

По вопросам участия в “думских выставках” следует обращаться в издательский центр “Человек и компьютер” по телефону: (095) 275-2428.

 

Владимир Митин

Версия для печати