Программисты и “программисты”

 

С некоторых пор я с неким сочувствием смотрю на сотрудников московских офисов крупных программных домов. В особенности на тех, кто помоложе. В самом деле, чем они там заняты? К программированию их работа имеет самое приблизительное отношение. Вот приходит молодой человек на работу в такой дом. Программировать он умеет, все ведущие пакеты либо уже знает, либо может освоить за достаточно короткое время. Теперь он всем друзьям и знакомым с гордостью называет имя фирмы, на которую работает, хотя по большей части это и не требуется: на лацкане пиджака незамедлительно появляется значок со знакомой всем эмблемой. Можно также вручать свои визитные карточки, на которых, во-первых, красуется эта же эмблема, а во-вторых, указана громкая должность. Общеизвестно, что в современных российских фирмах рядовых не бывает. Самая низшая ступень в иерархии называется “менеджер по...”, а подавляющее большинство сотрудников  -  директоры (тоже “по”). В наихудшем случае юноша получает звание “эксперта”.

 

И чем же ему приходится заниматься? Прежде всего, осваивать новые пакеты фирмы, чтобы уметь объяснять партнерам, как эти программы лучше всего продавать  -  на чем акцентировать внимание покупателей, а о чем умалчивать. Единственное занятие, которое имеет некоторое отношение к программированию,  -  адаптация программ для русского языка. Здесь, конечно, есть простор для творческой деятельности  -  по придумыванию терминов. Одно утешение: некоторые фирмы передают для перекомпиляции исходные тексты программ. В этом случае можно чуть-чуть поучиться на примерах, посмотреть, что и как в программе сделано. Если нашего героя “бросят на сопровождение” и посадят к телефону объяснять непонятливым покупателям, почему у них что-то не работает, знание “внутренностей” программы может ему помочь в жизни, но может и помешать... Ведь полагается первым делом спросить у клиента: “А вы внимательно прочитали страницы XX - ZZ руководства для пользователей?”. Наивные люди честно отвечают, что нет, после чего разговор с ними прекращается.

 

В порядке поощрения молодого “программиста” могут свозить за океан, и он будет всем с гордостью сообщать, что знаком с настоящими разработчиками знаменитой на весь свет программы. Бывает, конечно, что юное дарование там за океаном и остается,  -  его берут на настоящую программистскую работу, но это большая редкость. Ведь программист должен будет влиться в коллектив, адаптироваться к новым условиям работы и просто понравиться тамошнему начальству.

 

Некоторым все же везет. Они действительно программируют  -  ведут базы данных покупателей, партнеров и пр. Насколько увлекательна эта работа для того, кто на последних курсах престижного вуза занимался анализом сложных систем, можно себе представить, даже не обладая изощренным воображением.

 

...В одной семье рос шалопай-сын. Ничем не увлекался, учился через пень-колоду, в общем никчемный человек. Того и гляди, хулиганом сделается. Думали родители, думали, что с ним делать, и определили ребенка в книготорговый техникум: “Все около книг будет. Может ума-разума и наберется...”

 

Словом, те, кто в России живет под флагом известных на весь мир корпораций, могут гордиться своим достатком, богатым офисом, успехами в торговле, в общем, чем угодно, но не программами. Программы для них не родные.

 

А настоящие программисты, от которых требуются и глубокие универсальные познания, и инициатива, и иные качества, обычно ассоциирующиеся с этим занятием, работают в небольших компаниях. Названия этих фирм знают только специалисты, а их изделия обычно продают другие, порой даже под другими фирменными марками. Перед девушками хвалиться таким программистам нечем, но зато перед самими собой не стыдно. Правда, денег больших там не заработаешь, зато жить интересно...

 

Рубен Герр

 

С Рубеном Герром можно связаться по телефону: (095) 286-8138.

Версия для печати