ВЕРСИЯ

 

Как и когда происходят прорывы в технологиях? Сама формулировка этого вопроса подразумевает неравномерность развития технологий. Один пример: довольно долго большинство пользователей применяло трехдюймовые дискеты емкостью 1,44 Мб. Сегодня интенсивно развиваются и захватывают рынок несколько технологий, предлагающих носители более высокой емкости  -  от 100 до 600 Мб. Были ли подобные решения раньше? Конечно, да. Магнитооптические накопители существуют довольно давно. Так почему же бум наступил только теперь, причем более старая магнитооптика идет почти наравне с более новой технологией Iomega? В смысле достоинств и недостатков эти технологии примерно равны и где проигрывает одна, там выигрывает другая. Казалось бы, в этой ситуации магнитооптика должна иметь преимущество первого хода. Более старая технология должна была бы быть более зрелой, устанавливать стандарты, довлеющие над более новыми решениями, занимать определенную постоянно расширяющуюся долю рынка. Однако подобного явного лидерства не наблюдается. Почему?

 

Рискну сделать следующее предположение: технологии, которые решают одну и ту же проблему, развиваются скачками. Скачок начинается для всех родственных технологий одновременно, и не имеет значения, кто из участников гонки вышел на линию старта раньше других. Скачок же происходит тогда, когда интенсивный способ решения проблемы новыми методами становится экономически выгоднее экстенсивного решения той же проблемы старыми методами. Это тоже переход количества в качество, но переход более хитрый, чем обычно. Наращивается количество одного, а качественный переход происходит в другом. Причем довольно часто меняется не только ведущая технология, но и компания, предлагающая эту технологию. Что же происходит? В конечном итоге динамика развития технологий определяется намерением потребителей тратить деньги. Например, потребитель не переходит на магнитооптику, пока можно еще обходиться дискетами. Таким образом, разработки, без которых большинство пользователей пока обходится, закономерно должны испытывать дефицит финансирования. Часто они пребывают в состоянии неготовности к выходу на рынок: есть “голая”, хотя и эффективная, технология, но ее неудобно использовать, так как не проработаны новые стандарты, не поддерживаются более старые и т. п. Но вот наступает момент, когда немногочисленный “авангард” пользователей начинает остро нуждаться в новых технологиях и, мирясь с тем, что продукты еще сыроваты, покупает основанные на новых технологиях решения. Как правило, эту группу потребителей составляют крупные (богатые) организации, с высокими требованиями к технологии решения сложных и объемных задач. Именно в этот момент разработчики новых, более эффективных, технологий получают импульс для их доведения до полностью рыночного состояния. Пока они, расходуя этот запас времени и средств, дорабатывают свои технологии, массовый рынок как раз дорастает до них. Этот период далее будем называть критическим. По окончании критического периода технологии снова приходят в состояние плавного поступательного развития или застоя и остаются в нем до тех пор, пока наиболее “прожорливые” потребители снова не столкнутся с необходимостью очередного прорыва.

 

Михаил Острогорский

 

К Михаилу Острогорскому можно обратиться по адресу: misha@swibl.msk.ru или обратиться к узлу WWW. http://philosoft.ru.

Версия для печати