Монте-Карло  -  вообще место особенное, но когда прямо из суетливой морозной Москвы, по колено погруженной в соленую зимнюю слякоть, попадаешь в спокойную, роскошную атмосферу Лазурного Берега, где автомобили ездят почти бесшумно и вежливо пропускают пешеходов, где повсюду пальмы и фонтаны, где каждый квадратный сантиметр ухожен и облагорожен, где подземные переходы украшены цветами и скульптурами и где почти из любой точки открывается прекрасный вид на сияющее море и цветущие горы, кажется, будто и вправду находишься в сказочной стране. Как и положено в сказках, этой страной правит принц, и, по-видимому, он стремится сделать свой мир еще более сказочным, потому что по его инициативе здесь ежегодно проходит фестиваль, или, как его называют организаторы, салон Imagina. Другой организатор салона  -  Французский аудиовизуальный институт (INA)  -  организация, примерно соответствующая нашему Гостелерадио. В архивах INA хранятся практически все видеоматериалы, которые когда-либо демонстрировались по французскому телевидению, это одно из богатейших хранилищ в Европе. Кроме того, INA  -  это научно-исследовательский и учебный институт.

Логотип Imagina

 

Само название Imagina говорит о фантазии и воображении, и девиз фестиваля  -  “Les images, qui depassent l’imagination”  -  я бы перевела как “Опережая воображение”. Традиционно салон посвящен компьютерной графике и анимации, однако каждый год в его программу включаются темы, касающиеся самых последних достижений информационных технологий, поэтому интересен он не только художникам и специалистам в области обработки изображений, но всем, чья жизнь хотя бы немного связана с компьютером. Imagina называют “европейский Siggraph”: по общему мнению, это  -  наиболее представительное из мероприятий такого рода по эту сторону Атлантического океана. Подтверждением тому служит солидный возраст и размах фестиваля: в этом году он проходил в 16-й раз и собрал более 7 тыс. участников.

Motion Capture (Захват движения)

 

Салон Imagina состоит из трех раздельных, хотя и связанных общей темой частей: это конференция, выставка и конкурс компьютерной анимации (в начале существования Imagina проводился конкурс неподвижных синтезированных изображений, но сейчас рассматривается только трехмерная анимация, исчезла даже номинация “2D”.) За время существования салона его масштаб вырос настолько, что начиная с прошлого года пришлось проводить выставку, конференцию и конкурс в разных местах: пленарные заседания, “круглые столы” и пресс-конференции остались в залах Конгресс-центра, где прежде умещалась вся Imagina, выставка переехала в специально построенный павильон на другой стороне гавани, а конкурс и торжественная процедура закрытия проходили в огромном шапито на окраине города. К счастью, Монако страна небольшая, ее всю можно обойти пешком за полчаса, но все-таки бегать туда-сюда довольно утомительно, и для облегчения жизни тех участников, которые пытались везде поспеть, был организован специальный транспорт  -  маленький нарядный поезд с тремя открытыми вагончиками, который мы дружно окрестили “тарантайкой”. Но и тарантайка не спасала: количество событий, вместившихся в три коротких дня фестиваля, намного превосходило возможности одного человека, и мы не успели увидеть не только все интересное, но и ту малую часть, которую сочли особенно важной и попытались втиснуть в свое расписание. К счастью, информационные службы работали блестяще и было очень легко найти место проведения нужного мероприятия, а не успев на него,  -  получить папку с пресс-релизами, слайды и картинки.

 

Выставка состояла примерно из сотни стендов, среди которых выделялись размерами стенды Silicon Graphics и Wavefront  -  компаниипроизводителя программного обеспечения для трехмерной анимации, обработки изображений и нелинейного монтажа, входящей в состав SGI. Во время фестиваля в Монте-Карло прошел семинар фирмы Alias Research  -  одного из лидеров в производстве трехмерного ПО. Компания Softimage, которая два года назад стала частью корпорации Microsoft, объявила новую версию своего многоплатформного ПО Softimage 3D version 3.7 и пакет Softimage Toons для Windows NT. Компания Digital представила новую серию рабочих станций на базе процессоров Alpha, предназначенных для разработки компьютерной графики на платформе Windows NT и графический акселератор PowerStorm 4D60T; аппаратные и программные решения продемонстрировала фирма Intergraph.

 

Помимо стендов известных производителей на выставке можно было увидеть множество интересных и забавных вещей. Например, на стенде Medialab была установлена несложная на вид конструкция из четырех зеркал, заглянув в которую, вы обнаруживали огромный шар из повторяющихся отражений. Различные средства для захвата движения (motion capture  -  системы для передачи движения от реального объекта к синтезированному) демонстрировали увешанные датчиками люди, их действия повторяли смешные марионетки на экранах мониторов. На многих стендах можно было увидеть виртуальное путешествие по Монте-Карло с точки зрения летящей над городом чайки. Это проигрывался посвященный Монако CD-ROM, выпущенный к Imagina. А желающие немного потрудиться могли забраться в кабину экскаватора, установленного на стенде Высшей школы искусств и ремесел, и заняться расчисткой леса. Все рычаги в кабине настоящие, но на стреле вместо ковша  -  экран, на котором экскаваторщик видит лесной пейзаж и результаты своей работы. Даже принц монакский Альбер не смог пропустить этот тренажер и поработал немного в виртуальном лесу.

 

Одним из заметных событий стала проведенная фирмой Philips презентация DVD на основе стандарта MPEG2. Собравшиеся увидели в работе новую систему, выпуск которой в широкую продажу ожидается летом. Среди ее замечательных свойств  -  возможность хранить до восьми звуковых дорожек и до 32 наборов субтитров. Одним нажатием кнопки можно изменить язык фильма, что делает систему принципиально международной.

Руководитель научной программы  Imagina Филлип Кео

 

На заседании, посвященном виртуальной хирургии, были представлены системы изучения анатомии печени и планирования возможных операций внутренних органов на базе трехмерного моделирования и хирургический тренажер, предназначенный для имитации взаимодействия различных инструментов с внутренними органами.

 

Значительная часть программы конференции была посвящена этическим и юридическим проблемам, возникающим в виртуальном пространстве. Авторское право в Интернет стало темой “круглого стола” и вызвало бурные дебаты. Вообще, во Франции юридические аспекты развития информационных технологий вызывают пристальное внимание. Постоянную работу проводит общество SCAM (Societe civile des auteurs multimedia  -  Гражданское общество авторов мультимедиа), в начале марта в Монте-Карло прошла специальная конференция по авторскому праву.

 

“От нарратива к интерактиву”  -  или, если угодно, “От повествования к взаимодействию”  -  так называлась тема пленарного заседания в первый день конференции. Профессор Вестминстерского университета Энди Камерон пришел к выводу, что интерактивный рассказ как таковой существовать не может, превращаясь в игру. Несмотря на это другие докладчики делились своим опытом по созданию интерактивных историй на Web-узлах. Джильберт Хобарт из лаборатории MIT (Бруклин) даже назвал свой доклад “Интерактивный нарратив, или цифровой айсберг”, имея в виду, что наше нынешнее представление о цифровых технологиях охватывает только самую вершину айсберга.

 

Виртуальные сообщества и компьютерные игры, 3D-графика в Сети, трехмерные модели для образования  -  вот темы других заседаний. Расширение возможных точек зрения на объект при переходе от изображения к модели приводит к принципиальному изменению взглядов на жизнь  -  так считают многие участники конференции Imagina. Заключительная сессия, посвященная спецэффектам в кино, была единственной, тема которой укладывалась в традиционные представления о проблематике компьютерной графики и анимации.

 

В программе Imagina особое место занимает конкурс. Дело в том, что в жюри конкурса входят все участники фестиваля. Точнее, отборочное жюри выбирает из представленных работ  -  а их в этом году было около 500  -  программу для двух просмотров. В первые два вечера каждый пришедший на просмотр получает бюллетень для голосования, в котором отмечает работы, достойные первых трех мест в конкурсе. На торжественном закрытии фестиваля в присутствии принца Монако, президента INA и других официальных лиц проводится награждение победителей и вручаются специальные призы и стипендии.

 

Если на выставке этого года наряду с платформой Silicon Graphics были хорошо заметны системы на базе Windows NT, то в аппаратном и программном обеспечении, использовавшемся при создании конкурсных фильмов, доминирование SGI не вызывало сомнения: более 75% всех работ было сделано с помощью продуктов этой фирмы. Около 20% было выполнено на оборудовании Quantel, а остальные  -  на других платформах. Гран-при получил фрагмент фильма “Joe’s Apartment” студии Blue Sky (США)  -  забавный танец тараканов в грязной ванной комнате. Надо отдать справедливость авторам фильма: несмотря на не слишком привлекательный сюжет работа сделана с юмором и чувством ритма, благодаря которым даже тараканы кажутся симпатичными. Результат конкурса, безусловно, отразил мнение публики: в ожидании начала заключительной церемонии весь зал  -  а среди участников фестиваля, как и вообще среди разработчиков компьютерной графики, много молодежи  -  весело распевал тараканью песню.

 

К сожалению, на конкурсе не было работ из России, а страны СНГ были представлены единственным фильмом белорусского производства. Сейчас, когда доступно современное оборудование и техническое качество всех работ достаточно высоко, гораздо больше внимания уделяется фантазии и художественному вкусу. И здесь наши авторы могли бы показать, на что они способны. Даже три года назад, когда в России основным средством производства графики был пакет 3D Studio на РС 486, работа одной из московских студий сумела получить специальный приз Imagina. Теперь наши возможности и опыт выросли. Будем надеяться, что в будущем году работы из России займут достойное место на конкурсе.

 

Татьяна Балаховская

Версия для печати