Электронную музыку - в электронный вид
CD И НАСЛАЖДАЙСЯ
С развитием мультимедийных технологий на рынке появляется все больше различных энциклопедий, словарей, обучающих и просветительских программ, видеодисков и прочих произведений “электронного” жанра.
К радости меломанов мультимедийные новшества прижились и на музыкальном поприще, дав возможность по-новому преподносить музыкальный материал. За последние два года сформировалось новое направление так называемых музыкальных энциклопедий (или архивов). Особенно приятно, что отечественные разработки в этой области достойно конкурируют с зарубежными.
Первой ласточкой в России стал диск “Легенды рока. Битлз”, выпущенный в 1995 г. фирмой MMB в сотрудничестве с Softel.
Сам факт, что на одном диске CD-ROM уместились все альбомы “Битлз”, поражал воображение, и хотя этот диск, в общем-то, нельзя было назвать мультимедийным, он представлял большой интерес как с содержательной, так и технической точки зрения.
Затем последовал целый ряд аналогичных продуктов. Фирма “Коминфо” выпустила “Погружение” группы “Наутилус Помпилиус”, а фирма “Фаргус” в рамках серии “Рок-Архив” - “полные собрания сочинений” Deep Purple, Pink Floyd и, судя по анонсам, готовит диски о творчестве других исполнителей (Rolling Stones, The Doors, опять же The Beatles, Led Zeppelin, Genesis, Dire Straits, Scorpions, AC/DC, P.McCartney, J.Lennon). Кроме того, обещается “Поп-Архив”, куда войдут E. John, ABBA, BoneyM, M.Jackson, Madonna, Sting.
Не дремлют и другие фирмы. В конце 1996 г. фирма “Векс” выпустила мультимедийный справочник “ABBA ностальгия” (см. рисунок), на котором собран почти весь музыкальный архив группы. Именно на этом диске мне хотелось бы остановиться более подробно.
Прежде всего нужно отметить, что в отличие от других продуктов (в частности дисков из “Рок-Архива”) “ABBA ностальгия” содержит большой объем текстовой информации (причем на русском, а не на английском языке) и много фотографий. Разумеется, приведены тексты всех песен (в том числе и на шведском). Назвать его мультимедийным также можно лишь с натяжкой, но он оставляет довольно приятное впечатление. Диск интересен не только в музыкальном плане (кроме официально выпущенных альбомов группы на нем приведены два альбома, собранные из отвергнутого студийного материала), но и в познавательном - описание этапов творческого пути квартета изобилует множеством занимательных и даже удивительных историй. Например, в композиции Visitors, оказывается, поется о плохих предчувствиях “подпольного демократа” из доперестроечной советской эпохи, который ожидает визита спецслужб.
Также среди достоинств диска я бы отметил простоту работы с ним: для его просмотра необходимы программы сжатия звука (они, как правило, должны быть установлены в Windows) и Video for Windows (эта программа, надеюсь, тоже уже есть). Другие аналогичные диски обычно вынуждают устанавливать на компьютер программы, мало распространенные и бесполезные с точки зрения конечных пользователей.
Возвращаясь к диску “ABBA ностальгия”, приходится констатировать, что, к сожалению, он все же не получился таким, каким хотелось бы его видеть. Основная причина этого, возможно, кроется в существующих на сегодняшний день технологических ограничениях на объем. До тех пор, пока диски нового DVD-стандарта не станут общедоступны, вряд ли появятся настоящие мультимедийные продукты, включающие в себя не только все музыкальные сочинения, но и соответствующие им видеозаписи с работами исполнителей (я имею в виду только общепризнанных мастеров, имеющих внушительные послужные списки). Сегодня видеоклипы выпускаются отдельно (в качестве примера можно привести двойной видеодиск “Queen. Greatest Flix”).
Эти ограничения сказались и на диске “ABBA ностальгия”. Во-первых, на диске всего один видеофрагмент, и выполнен он не очень качественно. Фирма “Векс”, правда, попыталась компенсировать недостаток динамики, добавив в текст мультипликационные вставки-сюрпризы.
Во-вторых, жесткие требования к объему вынудили производителей использовать частоту оцифровки 22 кГц, а она явно недостаточна для записей ABBA (для “Битлз” этого хватало, так как фонограммы более давние), и поэтому слышны шипы и искажения.
Вместе с тем, диск заполнен всего на 45%, что выглядит в свете вышесказанного довольно странно. Выходит, что хотя бы часть фонограмм можно было оцифровать с частотой 44 кГц.
Не обошлось и без откровенных недоделок. Так, по непонятным причинам отсутствует несколько фонограмм из первого альбома. Большим недостатком такого насыщенного текстовой информацией диска можно считать отсутствие возможности работать с буфером обмена и других способов экспорта информации. К сожалению, логика работы программы такова, что нельзя одновременно читать текст и слушать музыку. Если бы не эти упущения, диск вполне соответствовал бы современному уровню.
Станислав Короткий