“Галактика” в зеркалах Лас-Вегаса
Зеркала, если они не кривые, не льстят и не лгут. Напротив, они помогают отвечать на вопросы (например, “я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?”). В старой сказке король приказал уничтожить все зеркала в королевстве, чтобы его уродливая дочь считала себя красавицей. Российские предприятия - не принцессы. Те из них, кто хочет выжить и добиться успеха на рынке, постоянно нуждаются в зеркалах, т. е. в точной, достоверной и оперативной информации о движении денег и товаров, людей и идей. Система, претендующая на звание корпоративной информационной системы масштаба предприятия, как раз и выступает в качестве зеркала, отражающего состояние предприятия, перспективы его развития и дальновидность менеджеров.
Лас-Вегас -город мечты
Зеркала устраняют барьеры и раздвигают стены. Они увеличивают угол нашего зрения, позволяют хорошо разглядеть даже то, что находится за спиной. Может быть, поэтому в семинаре-презентации корпорации “Галактика” в Лас-Вегасе (США) помимо прессы, являющейся зеркалом маркетинговой и рекламной политики “Галактики”, приняли участие пользователи системы “Галактика” - представители высшего менеджмента АО “Московская городская телефонная сеть”, АО “Транснефть”, ЗАО “Русский продукт”, ЗАО “Время” (одного из крупнейших в России производителей и продавцов фармакологической продукции), группы компаний “Савва”, ОАО “Завод детских молочных продуктов” (уникальный завод-автомат), а также таких известных в своих регионах и отраслях предприятий, как Высокогорский горно-обогатительный комбинат (Свердловская область), торгово-производственная компания MFS-Delta (Екатеринбург), завод “Сантехкомплект” (Тюмень).
К презентациям западных фирм в фешенебельных отелях Москвы мы уже успели привыкнуть. А теперь российская программистская фирма провела, опрокидывая стереотипы, презентацию новой версии своей системы в Америке, в мировом центре развлечений. Тоже зеркало+
“Отцы-основатели” корпорации “Галактика”
Почему Лас-Вегас? Может быть, потому, что в воздухе его многочисленных отелей и казино разлито ожидание крупного выигрыша. А может быть, потому, что Лас-Вегас - символ успеха, “восьмое чудо света”, выросшее в Долине Смерти и неустанно делающее деньги (иногда из воздуха). Нам же больше всего понравился ответ, прозвучавший в кулуарах семинара из уст руководителей “Галактики”: “Да просто это не самое плохое место на земле”. Трудно не согласиться.
Корпоративная система - зеркало проблем отечественных предприятий
Характерная черта российской действительности - то, что сегодня в одну корпорацию могут входить предприятия, использующие самые разные схемы ведения бизнеса (и госструктуры, и акционерные общества, и частные фирмы). Управлять таким “разноязычьем” сложно, но без управления нет развития. Корпоративная система устраняет барьеры между подразделениями, делает предприятие информационно “прозрачным”, создает основу для планирования и управления ресурсами.
Автоматизация многих предприятий выполнялась по принципу “лоскутного одеяла” и фиксации существующих технологий, зачастую давно устаревших. Корпорация “Галактика”, как считает ее генеральный директор Дмитрий Черных, предложив единую систему управления предприятием, реализовала концепцию “бесшовной” автоматизации, базирующуюся на единой информационной платформе.
Система “Галактика” помогает стандартизировать технологию управления в корпорации, сформировать консолидированную отчетность и при создании новых филиалов передать им вместе с системой и технологию управления. Фактически “Галактика” - это тиражно-заказной продукт. С одной стороны, предприятия покупают единое типовое решение в “коробке” и могут самостоятельно ввести систему в промышленную эксплуатацию, с другой - пожелания пользователей по адаптации или доработке системы в короткий срок реализуются в новой версии проектного решения (если речь не идет об уникальных модулях или функциях, заказчики получают новые версии бесплатно).
Специалисты Финансовой академии, проводившие экспертизу “Галактики”, сделали вывод, что “на сегодняшний день система “Галактика” является самым полным в функциональном отношении, завершенным и отчуждаемым программным продуктом, ориентированным на автоматизацию управления крупной фирмой (корпорацией)”.
Новая версия - зеркало для производства
В новой версии системы, презентация которой продолжалась три дня (!), было проанализировано и учтено более полутора тысяч замечаний и предложений пользователей “Галактики”, в результате 35 из 48 модулей системы подверглись серьезной плановой модификации. Изменились словари системы, осуществлена глубокая интеграция всех задач, ранее недостаточно тесно связанных, преобразился (с учетом требований эргономики) пользовательский интерфейс.
И все же главной особенностью пятой версии системы является, по мнению вице-президента корпорации “Галактика” Алексея Штырова, появление контура управления производством. Разработчики вновь (после пятилетнего перерыва) повернулись лицом к промышленным предприятиям - и это хороший признак, надежда на возрождение отечественных производителей.
Производственный контур включает в себя два модуля - “Технико-экономическое планирование” и “Учет фактических затрат на производство”, еще два - “Техническая подготовка производства” и “Оперативное управление производством” - находятся в стадии разработки. Реализованные программы решают важнейшую для любого (независимо от масштаба, отраслевой принадлежности и типа производства) предприятия задачу управления себестоимостью выпускаемой продукции. Кроме того, они устанавливают прочный информационный мостик между извечными антагонистами - плановой службой и бухгалтерией.
Еще новинка - появление модуля управления автотранспортом (любое достаточно крупное предприятие имеет собственный автоцех или автоколонну).
Начиная с пятой версии, “Галактика” стала многоплатформной (может работать как с Btrieve, так и с MS SQL Server), появятся в текущем году и версии системы, базирующиеся на СУБД Oracle, Sybase, Informix. Клиентская часть теперь может работать как в качестве DOS-, так и Windows-приложения, причем на одном предприятии могут использоваться различные их комбинации.
А вообще полезным новшествам несть числа - теперь можно, например, производить партионный (посерийный) учет матценностей в производственном цикле и при реализации даже в таких специфических отраслях, как фармакология. Возросла глубина аналитики в бухгалтерском учете (что связано с появлением контура управления производством), теперь можно вести учет фактических затрат в таком, например, разрезе, как: номер заказа - заказчик - шифр производственных затрат - изделие.
Собственный инструментарий - зеркало для разработчика
Руководители “Галактики”, выпускники мехмата МГУ, успев поработать и в корпорации IBM, и в нашей “оборонке”, приобрели не только опыт ведения крупных проектов (Дмитрий Черных был руководителем разработки информационных систем для Верховного Совета СССР и Съезда народных депутатов), но и понимание того, что инструментарий серьезная фирма должна иметь свой. Созданный ими несколько лет назад язык класса 4GL не только опередил время, но и по сей день служит верой и правдой, обеспечивая сравнительно быстрый переход на новые платформы и неизменность прикладного кода при развитии системы.
Николай Красилов, президент корпорации “Галактика”:
- Инструментальные средства мы разрабатываем уже лет десять, чтобы не быть зависимыми от изменчивой западной моды (вспомним историю, когда Dbase, FoxPro, Clipper, Clarion, Power Builder, Delphi стремительно сменяли друг друга).
Сегодня наш инструментарий включает в себя визуальные средства разработки, язык четвертого поколения VIP, набор инструментальных средств поддержки разработки “Атлантис”. При создании VIP мы опирались на уже выработанные в отрасли стандарты (типа SQL).
Разработчик описывает таблицы, экранные формы (табличные, анкетные или их комбинация), к экранным формам привязываются обработчики событий. Пользователь может легко создавать свои сложные формы (хотя в “Галактике” и так более 1000 видов отчетов), не вникая в логическую структуру базы.
Набор инструментальных средств можно условно разделить на три категории:
- средства администратора прикладной системы (их покупают две трети клиентов “Галактики”);
- средства модернизации существующих и создания новых видов отчетов (их приобретают около половины клиентов);
- собственно средства разработки (язык VIP, “Атлантис” и т. п.). Эти средства приобретают 5 - 10 % клиентов - как правило, крупные корпорации, решающие на базе ядра “Галактики” свои специфические задачи.
Клиенты - зеркало качества системы
Крупные клиенты, почтившие своим присутствием семинар в Лас-Вегасе, утверждали, что с техническими подробностями “Галактики” лучше знакомиться в Москве. Они же сами отправились за тридевять земель с тем, чтобы пару-тройку дней пообщаться в неформальной обстановке с руководством корпорации “Галактика” и понять, куда она движется. Потому что корпоративные информационные системы выбирают, как любимых жен, - всерьез и надолго, и последствия неправильного выбора чреваты “травмами на всю жизнь”.
Проведенный нами на высоте 10 тысяч метров над уровнем моря (где-то между Канадой и Гренландией) экспресс-опрос клиентов, представлявших различные отрасли, показал, что задачей номер один для своих предприятий они единодушно считают налаживание четкой системы управления, причем большинство полагает, что для этого нужно внедрить комплексную систему автоматизации. Она же, по их мнению, повысит эффективность работы персонала. Их предприятия в большинстве своем имеют концепцию информатизации, тратят на ее реализацию более 50 тысяч долларов в год. Все они в нынешнем году намерены расширить свой парк компьютерной техники, причем право принять решение о покупке средств вычислительной техники руководство предприятий чаще всего делегирует руководителям отделов АСУ.
Юрий Шаров, группа компаний “Савва”:
- Мы провели тендер, который длился полгода, выбирая подходящую из 10 - 15 возможных систем, и остановили свой выбор на “Галактике”. Нам понравилось, что фирма-разработчик умеет работать с клиентами. Сейчас у нас закуплено 50 рабочих мест, в ближайшее время планируем довести это число до 150.
Виктор Червоный, АО “Московская городская телефонная сеть”:
- Мы третий год используем “Галактику” и внедрили ее на 28 из 30 своих московских филиалов. Пока она применяется в основном как бухгалтерская система, сейчас “обкатываем” оперативный контур. Я считаю, что все клиенты - своего рода заложники любой фирмы-разработчика, и это несколько мешает жить. Чтобы не чувствовать себя одинокими, предлагаю создать “Клуб любителей Галактики”.
Андрей Кириченко, ЗАО “Русский продукт”:
- С внедрением “Галактики” на предприятиях нашего акционерного общества стало заметно больше порядка - мы теперь точно знаем, кто, когда и сколько продукции произвел и продал. Проблема, которую мы должны решить, - это увеличение быстродействия системы (когда с ней одновременно пытаются работать 150 человек, она становится недопустимо медлительной).
Марина Пенькова, ЗАО “Время”:
- До приобретения “Галактики” мы сильно преуспели в выборе бухгалтерских программ, меняя их каждый год. Теперь мы уже вряд ли решимся поменять эту систему на что-то еще.
В 1996 г. доля услуг составляла 38% в общем объеме продаж корпорации “Галактика”. В ближайшие годы, по расчетам руководства корпорации, она должна вырасти до 60%. Наиболее быстрыми темпами растет консалтинговое направление - уже выполнен 21 проект, охватывающий всю цепочку (от консалтинга до внедрения системы с последующим абонентским обслуживанием).
В течение двух лет корпорация “держит” цены на систему, быстро наращивая ее функциональные свойства, поэтому для конечного пользователя система неуклонно дешевеет.
Наличие более ста дилеров во всех регионах СНГ свидетельствует о том, что корпорация имеет гибкую ценовую политику, учитывающую специфику каждого региона (кстати, на Москву и область приходится не более 11% общего объема продаж, зато на Белоруссию - 21%, на Западно-Сибирский регион - 13%).
В отелях Лас-Вегаса множество зеркал. В них отражались, перемешиваясь, разработчики и клиенты, дилеры и пресса+ Будем надеяться, что без искажений.
Елена Монахова, Игорь Альтшулер
Корпорация “Галактика” и система “Галактика” в цифрах
- 1300 продаж системы за два года
- более 500 успешных внедрений на предприятиях СНГ, из них не менее 100 - на крупных предприятиях
- 7 предприятий, входящих в состав корпорации и расположенных в Москве и Минске, С.-Петербурге и Киеве
- 24 вида различных услуг
- более 300 параметров настройки системы на конкретное предприятие