ПО для коллективной работы отличает его изначальная ориентация на взаимодействие между людьми в процессе их совместной деловой деятельности. Три наиболее известных у нас пакета этого класса  -  GroupWise, Lotus Notes и Exchange, “принадлежащие перу” Novell, Lotus Development и Microsoft, нацелены на то, чтобы, как оповещают нас рекламные материалы, “упростить и значительно повысить эффективность совместной работы сотрудников”.

 

Идея просто великолепна, однако при этом постоянно упускается из виду пресловутый человеческий фактор. Человек, пусть даже участвующий в бизнес-процессе,  -  не приложение, которое надо более и менее тщательно настроить. Внедрение автоматизированной системы групповой работы на крупном предприятии  -  это большая головная боль, причем, как ни парадоксально, менее всего она сказывается на отделе автоматизации. Чем дальше человек от информационных технологий в своей повседневной работе, тем сложнее ему понять систему и, повторюсь, “эффективно работать”.

 

Есть и еще одна проблема. Приобретение и установка системы групповой работы производства названной тройки требует немалых финансовых затрат. Как ни хотелось парить в облаках прекраснодушных мечтаний типа: “Теперь мы не будем тратить время на телефонные звонки друг другу, договариваясь о деловом совещании, а посвятим сэкономленное время бизнесу”, жизнь, безжалостная, как фининспектор, требует отчета об экономической эффективности внедрения этой автоматизированной громадины. Чаще всего этот вопрос решается за счет сокращения отдельных должностей, а то и целых подразделений предприятия. Это  -  еще один немаловажный аспект вышеуказанного человеческого фактора.

 

Безусловно, специалисты по средствам групповой работы смогут назвать еще несколько существенных проблем, связанных с внедрением таких систем. Но и тех, что приведены, уже достаточно, чтобы понять, почему внедрение систем групповой работы совсем не напоминает победоносное шествие их по российским предприятиям.

 

Московское представительство фирмы Novell проявило очень правильную инициативу, организовав 8 апреля встречу специалистов фирмы, партнеров, заказчиков и журналистов, посвященную обсуждению перспектив ПО GroupWise 5.1. Отказавшись от традиционных докладов, обычно перегруженных рекламой, организаторы провели ее в виде дискуссии, что позволило сосредоточиться именно на выявлении проблем внедрения таких средств.

 

Фирма Novell вышла на российский рынок средств групповой работы позже своих основных конкурентов. Русифицированная версия GroupWise 4.1 появилась прошлой осенью, а полностью локализованная версия GroupWise 5.1 (с полнотекстовым поиском в документах и поддержкой чтения голосовых сообщений), представляющая собой не просто новую версию, а существенно переработанный продукт, должна быть готова к Комтеку. Для Novell понимание проблем внедрения таких продуктов просто жизненно важно для ведения конкурентной борьбы.

 

Участники дискуссии пришли к следующим выводам.

 

- GroupWise можно внедрять в виде новых коммуникативных средств, не затрагивая структуру бизнеса. Однако, если предприятие находится в процессе активного роста или назрела необходимость структурной реорганизации, следует посоветоваться со специалистом по реорганизации бизнес-процессов и установить GroupWise в соответствии с новой организационной структурой.

 

- Даже если при внедрении GroupWise не придется ломать устоявшуюся систему бизнес-связей, потребуется увеличить стандартизацию информационной системы предприятия (например, ввести стандартные формы документов).

 

- Для успешного внедрения GroupWise сотрудники предприятия должны пройти обучение. И здесь стандартного курса, разработанного Novell, явно недостаточно. Поэтому в учебном центре МГАТУ уже проводится, а в “Сетевой Академии” ЛАНИТ готовится однодневный курс по GroupWise 5.1, предназначенный исключительно для первичного знакомства с продуктом.

 

Это необходимо, поскольку природа продукта данного класса такова, что с ним надо обязательно поработать, чтобы понять, какие именно возможности он предоставляет вам и вашей организации.

 

Телефон московского офиса Novell: (095) 941-8075, Web-адрес: http://www.novell.ru.

 

Елена Покатаева

Версия для печати