Наш опыт показывает, что большинство проблем, возникающих при автоматизации крупных объектов, связано со слабостью управления. Не углубляясь в тему, отметим, что одним из следствий этого является неспособность руководства предприятий четко оценить имеющиеся ресурсы и наметить план реорганизации бизнеса. Но если нет четких ориентиров, которых нужно достичь, то как разработчик назовет цену за помощь в достижении этих ориентиров?

 

Разработчики, в свою очередь, боятся отпугнуть клиентов реальными цифрами и сроками, зная, что заказчики по старинке думают лишь о стоимости компьютеров и иногда программ, не понимая, что речь идет о стоимости проекта в целом. Однако разработчики тоже не очень правы  -  они хотят видеть клиента просвещенного, понимающего, что надо платить за все. Но ведь кто-то должен объяснить ему, из чего складывается типичный проект и сколько в среднем стоит каждый его элемент. Вот мы и попытаемся это сделать.

 

На первый взгляд все очень просто: чтобы узнать цены на тиражные “коробочные” продукты, достаточно заглянуть в прайс-лист. Но как только дело доходит до продуктов для крупных предприятий, начинаются проблемы...

 

Разработчики уверяют, что их программы все могут, но почему-то мало кто называет реальные крупные объекты, где работают их творения, и истинную стоимость автоматизации. Наш вам совет  -  если не говорят о стоимости, убедитесь хотя бы в том, что среди их клиентов были предприятия, соизмеримые с вашим.

 

НАЧНИТЕ С ГЛАВНОГО

 

Когда говорят об автоматизации управления крупным предприятием, нередко имеют в виду, что ею охватывается и документооборот, и контур оперативного управления, и “руководящие органы”. Но в действительности чаще всего дело ограничивается автоматизацией бухгалтерии и финансов. Поскольку это наиболее реальная и типовая задача, то попробуем оценить, сколько же она может стоить.

 

Мы ориентировались на потребителя, которому необходима система, включающая 50 - 60 рабочих мест. Мы предположили, что компьютеры уже имеются и хотя бы частично объединены в сети, а заказчик готов за отдельные деньги пойти на частичное переоснащение .

 

При подсчетах были приняты следующие ограничения.

 

- Стоимость дана без учета накладных расходов на командировки (проезд, питание, проживание). Поправочный коэффициент на работу в условиях выезда можно оценить как 1,2 - 2,5.

 

- Стоимость всего проекта может быть меньше, чем сумма его составляющих, так как стоимость реализации проекта в ряде случаев предусматривает услуги по адаптации, обучению и внедрению. Кроме того, при согласовании общей стоимости проекта многие разработчики дают скидки на весь объем.

 

- Не учитываются, но весьма вероятны существенные дополнительные расходы в случае наличия устаревшей техники, отсутствия сетей должного качества, необходимости решения дополнительных задач.

 

ЧТО СЧИТАТЬ?

 

На вопрос “что считать?” практика уже дала вполне приемлемый ответ, подразумевающий разбиение на этапы реализации подобных проектов.

 

1. Выбор наиболее подходящей системы (исполнителя). На этом этапе важно сформулировать цель проекта. Неправильный выбор цели и программы может привести к отрицательному результату, перекрывающему в финансовом эквиваленте стоимость самой дорогой системы. Этот этап проводится, как правило, совместно с приглашенной экспертной фирмой. Попытки провести мониторинг рынка и выбрать систему самостоятельно, во-первых, растягиваются на многие месяцы, во-вторых, обходятся существенно дороже. Изучить с нуля два десятка систем  -  это воистину титаническая задача. Куда проще консультанту, знающему все системы, изучить специфику одного конкретного заказчика, уже имея опыт работы с аналогичными компаниями.

 

2. Обследование предприятия и составление проекта. Проводится, как правило, самой фирмой-разработчиком (реже  -  аудитором). При этом самый дорогой вариант обследования может сочетаться с самой дешевой программой. Стоимость этого этапа существенно увеличивается при включении в него элементов реинжиниринга.

 

3. Адаптация и внедрение. Здесь вроде бы все понятно без комментариев.

 

4. Обучение передовой группы и следом за ней обучение всех работников по мере внедрения. Обучение всех работников входит в стоимость внедрения, при этом оно может проводиться и силами передовой группы, поэтому стоимость здесь бывает завуалирована или не указана.

 

5. Приобретение программного обеспечения сервера и лицензий на каждое рабочее место. Покупка лицензии зависит от инструментария, на котором базируется система и от желания заказчика не быть “программным пиратом”.

 

6. Покупка прикладной программы. Это самая лукавая цифра. В конкурентной борьбе разработчик может передать все программы за символическую плату (например, за $900), взяв затем большие деньги за внедрение и сопровождение.

 

ВЫВОДЫ ИЛИ НАЗИДАНИЕ

 

Главный вывод  -  нужно трезво оценивать стоимость проекта автоматизации. Ее нельзя занижать (иначе вы решите задачу покупки программы, но не задачу повышения эффективности управления). Ее не стоит и завышать. Иногда говорят, что реальные цифры автоматизации такого-то автозавода составили столько-то миллионов долларов. Во-первых, автозаводов в стране не так много. Во-вторых, истратить можно и гораздо больше денег. Если вычесть из миллионной суммы все не связанное с автоматизацией управления финансами (покупку суперкомпьютеров, обучение за границей, оплату западных консультантов, комиссионные и т. п.), то можно выйти на цифры, сопоставимые с табличными.

 

К автору можно обратиться по адресу: komlev@arep.msk.su.

 

Николай Комлев

Версия для печати