Готовя обзор, посвященный корпоративным информационным системам, мы провели экспресс-опрос читательской аудитории PC Week/RE, разослав анкеты на предприятия, которые, по нашему мнению, должны быть заинтересованы в применении таких систем.
Охваченные опросом предприятия мы условно разделили на мелкие (персонал - до 100 человек ) и крупные (более 100 человек), попытавшись сравнить их отношение к автоматизации и реальные действия в этом направлении. По форме собственности мелкие предприятия - в основном ЗАО, ТОО, ООО, крупные и средние - большей частью промышленные госпредприятия (две трети), ОАО или ЗАО. Анкеты заполняли преимущественно руководители отделов автоматизации.
Полученная в результате картина лишний раз подтвердила, что процесс автоматизации в российских организациях идет весьма и весьма сумбурно, да и выделяемые на него средства пока очень невелики (средние предприятия - от 10 до 50 тыс. долл., некоторые крупные - более 50 тыс. долл. , но их процент неутешительно мал).
Каковы общие впечатления? Наиболее благополучно обстоит дело с автоматизацией бухгалтерий (100% предприятий установили купленные или разработанные своими силами программы для бухучета).
Практически единодушно все респонденты выражают намерение закупать в ближайшем году персональные компьютеры, серверы и сетевое оборудование. Ничего неожиданного в этом нет - технологии развиваются настолько быстро, что успеть за ними можно только постоянно обновляя (хотя бы частично) компьютерный парк.
В качестве главных причин, стимулирующих внедрение комплексных систем автоматизации, названы две - желание навести порядок в управлении и усиление конкурентной борьбы.
Самыми приоритетными задачами для своих предприятий респонденты считают следующие: повысить эффективность работы, увеличить прибыльность и наладить четкое управление предприятием.
Независимо от масштаба предприятия персоной, принимающей решения о приобретении продуктов ИТ, является его руководитель. Начальник отдела автоматизации и эксперт по ИТ в лучшем случае имеют право совещательного голоса, хотя инициатива обычно идет от них. Вывод отсюда один - тем, кто желает что-то продать в эти организации, следует вести переговоры (в отсутствии вице-президентов по ИТ на большинстве российских предприятий) и с тем, и с другим, начиная с низшего звена.
Неожиданный результат был получен в ответах на вопрос о наличии информационной стратегии на предприятиях: оказалось, что небольшие организации в 70% случаев ее имеют, а среди крупных признают ее наличие всего 33%! Видимо, для небольшой фирмы выработать концепцию проще, в то время как для крупного предприятия это отдельная, довольно сложная задача, которая должна быть увязана со стратегическим бизнес-планом и с реальными инвестициями в ИТ. А это как раз те работы, к которым на Западе традиционно привлекают дорогостоящих консультантов.
На втором месте после бухучета (по уровню автоматизации) стоят работы, связанные с анализом финансово-хозяйственной деятельности, причем на всех предприятиях для этих целей используются в основном собственные разработки или пакеты общего назначения типа MS Office (75% - на мелких, 41% - на крупных).
Службы продаж и снабжения в большей степени автоматизированы на мелких предприятиях (в более чем 60% случаев), в то время как на крупных эти службы автоматизированы не более чем в 30% случаев.
Планово-экономические службы пока автоматизированы очень слабо - не более трети положительных ответов.
Любопытно, что из девяти перечисленных в анкете программных продуктов, нацеленных на комплексную автоматизацию крупных и средних предприятий, ни один не установлен в организациях наших респондентов. В 28% случаев автоматизация проводится за счет внедрения собственных разработок. Всего в трех случаях было упомянуто намерение приобрести пакеты отечественных фирм (“Парус 5.0”, “Галактика”, “Звезда”). В целом на предприятиях наблюдается ощутимый перевес в пользу собственных разработок.
Закончить же хочется на оптимистической ноте: более 50% крупных предприятий намерены внедрить в ближайшее время комплексную систему автоматизации и считают это одной из самых приоритетных своих задач!
Алла Домовцева, Елена Монахова