В середине апреля фирма Lotus провела в подмосковном пансионате "Голубая речка" вторую конференцию "Разработка и администрирование корпоративных сетей Lotus Notes и cc:Mail", в работе которой приняли участие российские бизнес-партнеры и крупные клиенты Lotus.
Во вступительном докладе "Коммуникационная стратегия Lotus" Александр Данилин, менеджер по развитию бизнеса Lotus в России и странах СНГ, привел официальные данные о бизнесе этой фирмы в мире и в России и о стратегии развития коммуникационного ПО Lotus.
Прошедший год стал переломным для поставщиков серверного коммуникационного ПО, и в частности для фирм IBM/Lotus, занявших на этом рынке лидирующие позиции.
А. Данилин сообщил, что за 1996 г. во всем мире коммуникационный бизнес Lotus вырос на 60%, причем компании удалось превратить Notes в открытую и надежную платформу для приложений Интернет/интранет/ экстранет и разъяснить ее преимущества. В результате количество рабочих мест Notes в минувшем году возросло на 115% (с 4,5 до 9,5 млн. ед.); в число крупнейших клиентов Lotus вошли такие гиганты мировой экономики, как Mobil, Chrysler, Coca Cola и др., а в компаниях General Motors и IBM число установленных рабочих мест Notes превысило отметку 100 000. Как и во всем мире, на российском рынке (составляющем 93% рынка СНГ) в центре стратегии фирмы Lotus находится технология Notes. Доля Notes в продажах ПО Lotus выросла с 36,1% (1995 г.) до 82,7% (IV квартал 1996 г.), причем 45,8% (по количеству лицензий) - по программе Passport, рассчитанной на длительное сотрудничество Lotus с клиентом. В IV квартале 1996 г. Notes выбрали Альфа-банк, ЛУКОЙЛ, МГТС, Правительство Москвы, ФАПСИ, Федеральное управление налоговой полиции и др. На основе этой информации А. Данилин оценил перспективы Lotus и ее бизнес-партнеров на мировом и российском коммуникационных рынках как весьма радужные.
В технологическом плане стратегия Lotus направлена на постепенное объединение на основе Notes технологий Notes и cc:Mail. Lotus не собирается форсировать этот процесс, навязывая Notes-пользователям cc:Mail. Объединение займет длительное время, и Lotus продолжит совершенствовать оба продукта.
На конференции были объявлены планы развития технологии Notes/Domino. В них можно выделить следующие направления: сервер Domino, клиентское ПО, средства разработки приложений, специализированные дополнения и перенос Domino на новые платформы.
В 1997 г. фирмы Lotus и IBM выпустят "родные" версии Domino для бизнес-серверов AS/400 и мэйнфреймов IBM SP (бета-тестирование начнется летом этого года). В обоих случаях сервер Domino будет использовать всю мощь архитектуры этих машин, кроме того, он будет тесно интегрирован с операционными системами OS/400 и OS/390. Полная совместимость с версиями для других платформ, по мнению Lotus, сделает Domino самой масштабируемой и надежной платформой приложений для рабочих групп.
В 1997 г. Lotus выпустит спектр коммуникационного клиентского ПО, функции которого будут варьироваться от почтового клиента Интернет, написанного на языке Java, до клиентского ПО сетевого компьютера (Kona NC Desktop) и существенно переработанной версии клиента Notes (Maui). Последний будет поддерживать технологию JavaBeans, оригинальную технологию встраивания Java-компонентов в пользовательский интерфейс и расширенный набор протоколов Интернет (NNTP, IMAP4, LDAP).
Намеченное на 1997 г. наращивание функций сервера Domino связано с дальнейшим расширением поддержки открытых стандартов, особенно Интернет. Будет добавлена поддержка протоколов IMAP4 (почта), LDAP (каталоги), ICAP (календарное планирование), IIOP. Последний превратит Domino в совместимую с CORBA распределенную объектную инфраструктуру предприятия. Наконец, Java станет основным языком программирования приложений Notes/ Domino, причем и сервер, и клиенты будут поддерживать стандарт JavaBeans. Вместе с тем, для защиты капиталовложений клиентов Lotus будет и в дальнейшем поддерживать LotusScript.
Фирма также продолжит создание новых и совершенствование существующих дополнительных технологий, расширяющих возможности Domino. Примерами могут быть технологии хранилищ документов Document Management или изображений LN:DI. Ряд докладов ("АйТи", Lotus) был посвящен уже существующей технологии шаблонов приложений Domino.Action и опирающихся на нее приложений для вещания Domino.Broadcast и электронной коммерции Domino.Merchant.
Приятное впечатление произвело то, что докладчики, как правило, говорили только о том, что "потрогали своими руками", хотя речь шла о новейших технологиях, в ряде случаев появившихся всего за несколько дней до конференции.
В ряде докладов бизнес-партнеры Lotus представили "коробочные приложения" Notes ("Интерпроком ЛАН", "ИнтерТраст"), гибкие настраиваемые решения для различных бизнес-процессов ("ИнтерТраст", Институт развития Москвы), а также разъяснили особенности своих подходов к созданию решений Notes ("ИнтерТраст", Институт развития Москвы, КСК, "Компьютер-Пресс"). Были представлены приложения Notes для AS/400, интегрированные с DB2/400 и основанные на применении плат расширения FSIOP/IPCS (IBM, "ИнтерТраст", Computer-Land). Большой интерес вызвали доклады о возможностях и настройке почтовых шлюзов SMTP/MTA и X.400/MTA ("ИнтерТраст") и факс-шлюзах Lotus Notes Fax Server и ND-Charon 2.6 (Notes Development AG).
К настоящему времени рядом крупных российских организаций накоплен значительный опыт использования сетей Notes, связывающих в единое целое филиалы, центральные и региональные офисы. С помощью Notes эти организации автоматизируют бизнес-процессы, жизненно важные для бизнеса. При планировании, развертывании и управлении подобными сетями возникает комплекс проблем, связанных с неразвитостью российской коммуникационной инфраструктуры, неудачными проектными решениями, принятыми на ранних стадиях создания сетей, и т. п. Поэтому особенно ценен опыт проектирования и использования крупных реальных сетей Notes, рассмотренный в докладах представителей компаний "Союзконтракт" и "Интертраст".
Повестка дня конференции была предельно насыщенной, но, несмотря на это, времени для обсуждения многих важнейших технологий, например средств кластеризации серверов Notes (Domino Advanced Services), встроенных в Notes средств календарного планирования и составления расписаний и компонентного ПО, не хватило. Если темпы развития коммуникационных технологий Lotus сохранятся, организаторам следующей конференции придется, вероятно, ее удлинить или отказаться от желания объять необъятное.
Телефоны московского представительства Lotus:
(095) 940-2000, 258-6476,
адрес в Интернет: http://www.lotus.com
Вадим Федоров