В начале апреля в отеле "Палас" состоялась пресс-конференция на тему "Стратегия реорганизации корпорации "Парус". Первые итоги и перспективы". За последние несколько лет с необходимостью реорганизации столкнулись многие развивающиеся компании. Связано это как с ростом самих компаний, так и с изменениями внешних условий - усилением конкуренции и застоем в экономике.
Под парусом реорганизации
По показателям деятельности за пять лет (с 1990г. по 1995 г.), таким, как численность персонала, число региональных отделений и клиентов, спектр предлагаемых программных продуктов (ПП), корпорацию "Парус" можно назвать преуспевающей. Однако, как сказано в тезисах выступления ее исполнительного директора Александра Карпачева, "финансовым результатом развития фирмы к середине 1995 г. явился рост расходов, не обеспеченный ростом доходов". Анализ сложившейся ситуации привел руководство компании к решению о необходимости проведения реорганизации. В основу новой стратегии были положены: принцип управления "от маркетинга" при принятии решений, управление качеством на всех этапах деятельности компании (от разработки до обслуживания клиентов), развитие управленческой структуры. Реорганизации подверглись несколько направлений. Первое - региональная структура компании (переход от 18 разрозненных фирм к корпоративной структуре с централизованным управлением). Второе - производственное подразделение. Дело в том, что с увеличением числа проектов единый центр разработок, структурированный по функциональному принципу, стал плохо управляемым. Принцип управления производственными подразделениями "от маркетинга" привел к разделению таких функций, как изучение потребностей рынка, разработка ПП, подготовка их к промышленной эксплуатации.
Для исследования потребностей клиентов был создан аналитический центр, в функции которого вошло изучение предметной области, выявление специализированных ниш рынка, разработка информационных моделей и технического задания на разработку ПП. Функции центра разработки были модифицированы в сторону более тщательного кодирования ПП, их тестирования и документирования. Подготовка продукта к выходу на рынок и его опытная эксплуатация в рамках пилотных проектов были возложены на мастер-группы, вырабатывающие типовые решения, технологии продвижения и обслуживания клиентов. Во всех этапах разработки активное участие принимает учебно-методический центр, главной задачей которого является создание учебного курса для подготовки специалистов региональных отделений и партнеров по четырем направлениям: предметная область, функции и возможности продуктов, программно-технические платформы продуктов, технологии продвижения и внедрения.
Третье направление реорганизации - сфера обслуживания клиентов. Общий поток клиентов был разделен на три линии:
- поточное обслуживание (системы масштаба отдела, форма обслуживания - консультация);
- проектное обслуживание (системы масштаба предприятия, разработка проекта автоматизации и его реализация "под ключ");
- специальное обслуживание (крупные корпоративные проекты с разветвленной региональной структурой, требующие значительных программных доработок).
Это позволило повысить количество "лояльных" клиентов, то есть тех, кто заключает договора на послегодовое лицензионное обслуживание.
В результате реорганизации технического центра был значительно расширен спектр продукции, технологий и услуг, открыты технические центры во всех крупных региональных отделениях.
И наконец, в ходе реорганизации создана служба управления качеством, в задачи которого входят контроль и разработка стандартов качества продукции и услуг корпорации, проведение инновационного конкурса и т. п.
Сейчас корпорация принимает участие в программе "Российская премия качества", проводимой ВНИИ сертификации и консультационной фирмой Rekomeit (Швеция) при участии Госстандарта.
Телефон корпорации "Парус": (095) 252-6869.
Наталья Шестопалова