Интересно все-таки, кто за кем движется  -  рынок за Комтеком, Комтек за рынком или они лидируют по очереди? Похоже, все зависит от точки зрения. Одному нужны клиенты, другому  -  дилерские договора, третьему  -  телеоператоры. Александр Беленький из "ПроМТа" радостно сообщил мне, что каждый день выставки они продавали прямо со стенда не менее сотни дисков WebTranSite (вот что значит вовремя выпустить на рынок продукт, который и переводит, и ищет, и народу нужен). Мне лично не нужны ни клиенты, ни дилеры, ни объем продаж, я на Комтеках обычно стараюсь послушать несколько докладов на семинарах и насобирать авторучек для детей. С ручками на этот раз было плохо (или я квалификацию потерял), а доклады были разные. Очень понравилась одна блистательная фраза: "Роутировать хосты  -  это одно, а апликухи  -  другое". Докладчик представлял известную западную фирму, но "фидошник"  -  он и в галстуке "фидошник".

Встречаясь с известными людьми, я задавал им один вопрос:

Что изменилось с прошлого Комтека?

Кирилл Раннев (Borland AO):

-  Все повзрослели, больше профессионализма и порядка, нет неуправляемых толп детей. Прошло то время, когда выставки множились и каждая была в радость. Все, кто хотели о себе заявить, уже заявили, и сейчас нужно создавать инфраструктуру бизнеса (консалтинг, обучение, дополнительные услуги и программы). Я думаю, что налаживание регулярных, раз в две недели, серьезных семинаров для пользователей сегодня гораздо важнее шума, воздушных шариков и "свечения" на самой крупной выставке.

Дмитрий Лебединский (DellSystems):

-  Рынок изменился, а Комтек стоял, стоит и будет стоять на месте.

Тебе не жарко целый день в плаще? Любая выставка (тот же CeBIT) начинается с гардероба. А я "отрываю" 5 метров (по 300 долл. каждый) от собственного стенда и размещаю вешалки для сотрудников.

Ты пробовал найти нужный стенд? Или хотя бы понять, по какому принципу они внутри павильона пронумерованы?

В 9.15 участники не могут припарковать машину (что уж говорить о посетителях!).

Толпы народа рвутся на выставку посмотреть новейшие технику и технологии, а им вместо этого системные интеграторы подсовывают свои проекты. "Два встречных поезда по рельсам по одним..."

Много лет назад мы бегали на ВДНХ смотреть, как делают сосиски или пакеты. По значимости, по влиянию на умы Комтеку далеко до той ВДНХ. Если CeBIT  -  смотр технологий будущего, то Комтек  -  смотр "хорошо устоявшегося сегодня", тусовка, междусобойчик.

Ты писал в прошлом году о "мастерстве" тех, кто работал на стендах. Что изменилось? Около стенда известной фирмы стоит девушка с горой листовок и прикидывает  -  дать мне листовку или не давать. Неужели за студента приняла? Хорошо работают на стендах Intel, LVS, классные домашние компьютеры показывает фирма "Партия", есть театрики, пляски, но в целом Москва уже стала равнодушной. Здесь все всё знают. Комтеку надо двигаться в регионы. Думаю, что эффективность и полезность его там была бы раз в 10 выше. Москва  -  не компьютерная Мекка, чтобы в нее вся Россия съезжалась.

Евгений Веселов (IBS):

-  Радует отсутствие на выставке музыки (как "живой", так и мультимедийной), теперь хоть поговорить можно спокойно. Выставка стала более деловой. В нынешнем году наша фирма представляет здесь не столько системы, сколько свою способность ставить задачи и находить решения. Что касается меня лично  -  выставки быстро меня утомляют (независимо от того, в какой роли я выступаю  -  участника или зрителя). Думаю, что это не самая лучшая форма общения между людьми.

Ольга Дергунова (Microsoft AO) обронила мимоходом:

-  Когда попадаю на Комтек, понимаю, как правильно, что нас здесь нет.

Впрочем, первой леди российского компьютерного бизнеса грех жаловаться  -  Windows 95 и NT светились едва ли не на каждом мониторе, так что Microsoft на Комтеке присутствовала, только не на стенде, а в качестве среды обитания.

Борис Нуралиев ("1С"):

-  Стенды на Комтеке становятся все больше, проходы  -  все уже. Фирм больше, клоунады  -  меньше (или я ее не застал).

Если нынешние тенденции сохранятся (а почему бы и нет?), то в 1998 году мы будем платить за вторые этажи, проходы между стендами и, вообще, за каждый чих. Конкурентов у организаторов нет, и эти монополисты что хотят, то и делают.

А один из первых маркетологов компьютерного рынка (взяв с меня слово, что фамилию его не назову) принялся рассуждать:

-  О каких изменениях ты спрашиваешь? Что такое вообще Комтек? Некая игра, обряд, специальная ситуация для обычных действий. Каждый экспонент верит, что где-то, "во глубине сибирских руд", плавает лох-несское чудовище, набитое деньгами. А Комтек  -  единственный шанс его отловить. Если бы мы в него не верили, то не участвовали бы в Комтеке. Посетителей я разделяю на две категории  -  толпа и специалисты. Специалисты сразу бегут к заветным стендам, где стоят заветные ящики и сидят заветные гуру. Специалистам дела нет до величины и оформления наших стендов.

Подвид  -  специалист-чиновник  -  хочет удостовериться, что "лошадка", на которую он поставил, еще дышит и бегает.

Толпа  -  слово не ругательное. Просто рынок нестабилен, организации и люди приходят и уходят. Мы "сеем" на будущее, у нынешних студентов должно что-то в подкорке остаться. Создание имиджа сродни выращиванию сада  -  процесс долгий, постепенный, им надо заниматься ежедневно, а заморозки способны все мгновенно погубить.

Мораль: Куда идет Комтек  -  большой секрет, а мы опять идем ему вослед.

С Игорем Альтшулером можно связаться по адресу igor@igor.kis.nnov.su. Его Web-страницы размещены на сервере http://www.sci-nnov.ru

Игорь Альтшулер

-  Почему у вас такой небольшой (по сравнению с конкурентами) стенд?  -  спросил я у Кирилла Раннева (Borland AO).

-  Мы не хотим,  -  молниеносно ответил Кирилл,  -  заставлять заказчиков платить лишние деньги за наш маркетинг.

Версия для печати