МЕТОД БЕРСТА

      

Примерно каждые полтора года в течение последних 30 лет энтузиасты и пресса в разных видах пытались воскресить идею видеотелефона. Сейчас этот феномен скрывается под названием "система проведения видеоконференций", однако это все та же старая мечта, та же надежда приспособить старые телефонные сети для передачи не только звука, но и изображения.

      

Обещания и действительность.

      

Все снова повторяется: они раздают обещания, надеясь, что мы их проглотим. "В этом году ожидается существенный рост потребительского рынка видеоконференций, связанный с успехами технологии и снижением цен",  -  пишет Wall Street Journal.

      

Очередное воскрешение объясняется двумя причинами. Первая из них  -  технический прогресс. Существующие сегодня продукты для видеоконференций плохи. Но все привыкли к тому, что они очень плохи. То есть прогресс налицо. Другая причина  -  активная реклама этой идеи такими компаниями, как Intel, Microsoft, PictureTel и др., вновь пробудившая интерес пользователей.

      

Теперь позвольте мне быстро удовлетворить ваше любопытство. Несмотря на некоторые действительные усовершенствования, сегодняшние продукты не годятся для проведения видеоконференций по обычным телефонным линиям. Из-за ужасного изображения, к тому же не синхронизированного со звуком, такая видеосвязь хуже, чем отсутствие всякой связи. Вывод: в этом году вам не удастся поздравить вашу бабушку с Рождеством по видеотелефону.

      

Перспективы.

      

В каком же направлении действительно развивается рынок видеоконференций? Вот как, на мой взгляд, это будет происходить. В начале  -  аренда. Вы сможете арендовать средства проведения видеоконференций в ближайшем центре Kinko или другом подобном месте. Такой рынок уже существует, но он будет быстро расти благодаря более низким ценам и появлению стандартов, позволяющих взаимодействовать различным системам. (Всего через несколько лет роль аренды на этом рынке станет незначительной, как в наши дни произошло с арендой средств факсимильной связи).

      

Затем видеоконференции начнут распространяться в кампусах. Компании из списка Fortune 1000 тратят немалые суммы на разъезды сотрудников по ближайшим окрестностям. Настольные средства проведения видеоконференций сделают многие из таких перемещений ненужными. Кроме того, они позволят осуществить корпоративное "широковещание". (Например, президент компании сможет обратиться ко всем, не собирая их в актовом зале.) Важный момент: корпорациям потребуются мощные компьютерные сети с пропускной способностью, пригодной для передачи высококачественного видео. Сотрудники не станут пользоваться средствами проведения видеоконференций, если те не обеспечат частоту смены кадров, равную 24 кадрам в секунду, и минимальный размер изображения в четверть экрана.

      

Когда установится рынок кампусов, компании распространят системы проведения видеоконференций на своих партнеров, клиентов и поставщиков. А когда будут полностью внедрены стандарты, позволяющие сберегать пропускную способность канала, связь будет осуществляться через арендованные линии, частные компьютерные сети или Internet.

      

Только после этого технические усовершенствования и денежные ресурсы, накопленные в этих трех сферах рынка, наконец позволят предложить недорогие системы проведения видеоконференций для дома и малого бизнеса.

  

   

Отрочество.

      

Да, технологии видеоконференций начали развиваться, но они еще находятся в подростковом возрасте. По моим расчетам, пройдет еще не менее шести лет, прежде чем они выйдут на потребительский рынок. А пока нам придется мириться с рекламной шумихой. Но не забудьте: если эта технология не будет значительно усовершенствована, любые прогнозы скорого расцвета потребительских видеоконференций останутся пустыми обещаниями.

      

Джесс Берст

      

Джесс Берст  -  главный редактор ZDNetAnchorDesk, бесплатной службы электронной почты и Web-новостей (

http://www.anchordesk.com ). Присылайте ему свои комментарии и предложения по адресу: jesse@jesseberst.com.

      

Версия для печати