Метод Берста
Спросите у читателей PC Week, что они думают о чтении финансовых отчетов, и, скорее всего, услышите что-то вроде:
- Ску-у-у-у-чно.
- Я в шоке.
- Пусть лучше мне вырвут зуб без обезболивания.
Тем не менее есть достаточные основания для изучения финансового состояния ведущих поставщиков ПО. Чем больше вы вложите в ПО, тем больше поставщиков станут вашими долгосрочными партнерами. Тем теснее ваше будущее будет связано с их будущим, и тем сильнее ваши успехи будут зависеть от их удач.
О чем говорят деньги.
Финансовые отчеты смогут многое вам рассказать. Они помогут оценить здоровье компании-разработчика ПО, ее цели и планы на будущее. А еще то, насколько эта компания подходит для вас как партнер. "Компании с крепкими финансами склонны побеждать, а слабые - сходить со сцены, - считает Джефф Тартер, редактор Soft3letter (Уотертаун, шт. Массачусетс). - Таков закон. И поэтому менеджерам, инвесторам и даже потребителям важно знать, как показатели отдельной компании смотрятся на фоне отрасли в целом".
Где увидеть чужие деньги.
Тартер предлагает сравнивать финансовые результаты компании со средними по отрасли. Я знаю два хороших источника таких данных. Каждый год Soft3letter посвящает несколько выпусков финансовым результатам, рейтингам и показателям. Торговая группа Software Publishers Association (Вашингтон) публикует годовой финансовый отчет по производителям ПО вместе с Питом Марвиком из KPMG.
Вы можете быстро оценить, на правильном ли пути компания, просмотрев всего три показателя: развитие и новые разработки (R&D), продажи и маркетинг и прибыль в расчете на одного сотрудника.
R&D. В Soft3letter говорится, что в среднем по отрасли на новые разработки и развитие тратится 17,6% всех поступлений. По данным SPA (несколько более давних), эта цифра равнялась 19%. Компания, которая тратит значительно меньше, возможно, выжимает последнее из старой технологии, не очень хорошо представляя, куда двигаться дальше. Компания, которая тратит намного больше, может оказаться слишком рискующим начинающим предприятием.
Продажи и маркетинг. Как сообщает SPA, компании-разработчики ПО тратят около 43% своих поступлений на продажи и маркетинг. Soft3letter считает, что этот показатель равен 40,4%. Может показаться, что это много, но наибольшая угроза для покупателей исходит от компаний, который тратят на продажи и маркетинг меньше, чем необходимо. Продвижение на рынке их продуктов может оказаться недостаточным для широкого признания, а уже имеющиеся клиенты окажутся прикованными к тупиковой технологии.
Прибыль в расчете на одного сотрудника. Тартер считает этот показатель невероятно важным, так как он характеризует эффективность компании. SPA приводит среднюю цифру - 177500 долл. Данные Soft3letter более свежие, но только по первым 100 компаниям, где уровень прибыли на одного сотрудника в среднем равен 271000 долл. Отличия в этом показателе могут стать серьезным предупреждением о том, что компания-разработчик чрезмерно раздула штаты или не смогла провести их сокращение при падении продаж.
Деньги - это еще не все.
Финансовые показатели - лишь часть общей картины. Не стоит использовать только их для оценки перспектив компании. Но если требуется быстро решить, подойдет ли поставщик ПО вам в долгосрочные партнеры, вспомните финансовые показатели, о которых я вам рассказал.
Джесс Берст
Джесс Берст - главный редактор ZD Anchor Desk, бесплатной службы Web-новостей и электронной почты
(http://www.anchordesk.com). Связаться с ним можно по адресу: http://jesse@jesseberst.com.