В отличие от прошлых конференций, посвященных анализу компьютерного рынка, проводимых агентством "Дейтор", на той, что проходила 4 - 5 апреля в подмосковном доме отдыха "Сенеж", теме функционирования учебных центров была посвящена отдельная дискуссия.
"Дейтор" выделило это направление в отдельную номинацию своих исследований лишь в 1996 г. Несколько десятков учебных центров на российских просторах можно посчитать каплей в море, а можно - свидетельством роста бизнеса и общей культуры страны в области информационных технологий. Обучение относится к тому типу интеллектуального бизнеса, в котором, во-первых, невозможно достичь сверхприбылей, а во-вторых, неизбежны громадные накладные расходы для поддержания собственно инфраструктуры центра, не говоря уж о наличии последних моделей аппаратуры и версий ПО, работе с которыми учат в центре.
Участниками дискуссии в "Сенеже" были руководители ведущих (исключительно московских, и это тоже симптоматично) фирм, занимающихся обучением: "Микроинформ", LVS, "Сетевая академия", ФОРС, "АйТи", DataX/Florin, "Интерфейс", МГАТУ. Все они проводят обучение работе с весьма серьезными продуктами. Это - сетевые ОС (Novell, Microsoft, SCO) и коммуникационное оборудование (включая структурированные кабельные системы), мощные СУБД, средства управления проектами и реинжиниринга бизнес-процессов.
После того, что было высказано в ходе дискуссии, можно смело закрывать спор на тему: что такое обучение - самостоятельный бизнес или поддержка продаж? Более важным оказалось другое противопоставление: чистое обучение или консалтинг? Где кончается профессионально подготовленное чтение учебного курса и начинается консультирование слушателя? Курсы по формальным моделям оптимизации бизнес-структуры на основе продуктов фирмы Logic Works (ERWin, BPWin), которые читаются в центрах ФОРС и "Интерфейс", - что это, если не консультирование? В этом случае слушатели платят именно за консультации опытного преподавателя при проведении анализа своего конкретного проекта. Здесь, как это было отмечено в дискуссии, важнее, чтобы "преподаватель ответил на любые тонкие вопросы".
А как же с педагогическим талантом, который, как известно, дается от Бога? И еще говорится, что тот, кто ничего не умеет делать сам, любит учить других. Иными словами - имеют ли право на существование на компьютерном рынке профессиональные (талантливые) преподаватели, не участвующие в выполнении конкретных проектов?
Один ответ: да, они нужны, причем для определенной аудитории. Если в аудитории находятся лица, имеющие к принятию решений близкое отношение, а к конкретному их исполнению достаточно далекое (например, руководители отделов автоматизации крупных предприятий, в подчинении которых находятся квалифицированные инженеры), то для них гораздо важнее уяснить общую идею, чем получить ответ на один-два небольших, но технически о-о-чень тонких вопроса.
Второй ответ прозвучал из уст Валерия Булычова, директора учебного центра LVS: "Господа! Неистощима земля русская талантами. Нам ли беспокоиться, где найти педагога и технического эксперта в одном лице? Они же все работают в наших центрах!". Никто из присутствующих не нашел, что на это возразить.
Елена Покатаева