Колонка юриста
Как известно, имущественные права на программу для ЭВМ или БД могут быть переданы на основании письменного договора. Однако процедура заключения договора, при которой договаривающиеся стороны ставят свои подписи в знак согласия с выдвинутыми в нем условиями, при больших тиражах программного продукта представляется неприемлемой. Следовательно, при массовой продаже программных продуктов требуется другой подход к заключению договора о передаче прав от правообладателя к конечному пользователю.
Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" (ст. 32, п. 2) разрешает при продаже экземпляров программ для ЭВМ и баз данных и массовом предоставлении доступа к ним применять особый порядок заключения договоров, установленный законом РФ "О правовой охране программ для ЭВМ и БД". В пункте 3 ст. 14 этого закона записано, что "при продаже и предоставлении массовым пользователям доступа к программам для ЭВМ и базам данных допускается применение особого порядка заключения договоров, например путем изложения типовых условий договора на передаваемых экземплярах программ для ЭВМ и баз данных". Такой вид договоров обычно называют "оберточными лицензиями" (shrinkwrap license).
"Оберточная лицензия" представляет собой разновидность так называемой конклюдентной сделки, когда желание вступить в правоотношения то или иное лицо выражает не в форме письменного или устного волеизъявления, а показывает своим поведением, по которому и можно сделать вывод о таком его намерении.
При выпуске в массовую продажу программ для ЭВМ или баз данных "оберточную лицензию" помещают на внешней стороне упаковки, запечатывая ее прозрачной пленкой, чтобы покупатель мог ознакомиться с содержанием лицензии, не открывая коробки. Если же лицензия не умещается на упаковке, ее следует вложить внутрь, а на внешней стороне поместить соответствующее предупреждение. В этом случае покупателя о содержании лицензии должен информировать продавец. Вскрытие покупателем упаковки (например, распечатывание или разрыв прозрачной пленки) и является конклюдентным действием, которое свидетельствует о согласии покупателя с условиями "оберточной лицензии".
Однако в обоих упомянутых законах речь идет только об особом порядке заключения договора, а не о его содержании. Поэтому нет оснований полагать, что для "оберточных лицензий" существуют какие-либо исключения в отношении условий договора, которые законом признаны существенными. Следовательно, и в лицензионных соглашениях в соответствии с законом РФ "Об авторском праве и смежных правах" (ст. 31, п. 1) должны быть указаны "...способы использования произведения (конкретные права, передаваемые по данному договору); срок и территория, на которые передается право; размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок и сроки его выплаты..." Подробно содержание авторских договоров (лицензионных соглашений) о передаче имущественных прав на программы для ЭВМ и базы данных было рассмотрено в предыдущих статьях (см. PC Week/RE, № 12, 15/97 г.), поэтому сейчас мы уделим внимание только специфике "оберточных лицензий".
В лицензиях этого типа обязательно должно быть указание о том, что вскрытие упаковки означает согласие покупателя с условиями данной лицензии. Поэтому прежде чем вскрывать упаковку, покупателю следует внимательно ознакомиться с содержанием лицензии и в случае несогласия с предложенными в ней условиями возвратить нераспечатанную упаковку продавцу.
Если территория действия договора в лицензии не указана, то в соответствии с законом "Об авторском праве и смежных правах" (ст. 31, п. 1) таковой территорией является Российская Федерация. Следовательно, использование данного экземпляра программы за пределами России в этом случае будет считаться нарушением авторских прав, каким абсурдным по отношению к программным продуктам массового пользования это ни покажется. Подобную ситуацию следует учитывать при составлении "оберточной лицензии", и если правообладатель не заинтересован в ограничении территории использования своего продукта, он должен перечислить все страны, на территории которых соглашение считается действительным. К сожалению, обычно это не делается.
То же самое можно сказать и по поводу срока действия лицензионного соглашения. Казалось бы, вы купили программу или базу данных - и она навсегда ваша. Однако если в соглашении не указан срок действия договора, то программный продукт будет однозначно вашим только в течение пяти лет с момента покупки. По истечении этого срока автор может расторгнуть договор, уведомив об этом пользователя за шесть месяцев (ст. 31, п. 1 закона РФ "Об авторском праве и смежных правах"). Безусловно, пять лет для компьютерной программы - срок немалый, но такую возможность все-таки нужно иметь в виду.
В конце "оберточной лицензии" обычно приводятся адрес, телефон, факс и иные сведения, необходимые для связи пользователя с лицензиаром.
Инна Носова
К Инне Носовой можно обратиться по адресу: nosova@miet.sensor.zgrad.su или по тел.: (095)169-2311.
Уровень распространения пиратского ПО* по странам
По данным BSA/SPA, потери от пиратства во всем мире в 1995 г. составили 13,1 млрд. долл., превысив на 9% данные 1994 г. (12,2 млрд. долл.).
Страны с наибольшим уровнем пиратства:
Вьетнам - 99%
Сальвадор - 97%
Китай - 96%
Оман - 96%
Россия - 94%
Страны с наименьшим уровнем пиратства:
США - 26%
Австралия - 35%
Великобритания - 38%
Новая Зеландия - 40%
Германия - 42%
Данные взяты из журнала WIPR, 1997, v. 11, № 1, p. 18.
* Статистика ведется относительно ПО 15 фирм - членов BSA. - Прим. ред.