Колонка редактора

 

Толковые словари трактуют понятие "корпорация" широко  -  как одну из форм объединения (человеческих и материальных ресурсов, производства, капитала, интеллекта). Следовательно, мы вправе отнести к корпоративным абсолютное большинство предприятий любой формы собственности, существующих сегодня в нашем государстве,  -  от крупных промышленных до мелких торговых. А значит, их сотрудники, регулярно общающиеся с компьютерными системами, могут без колебаний причислить себя к корпоративным пользователям информационных технологий (ИТ). Собственно, на них и рассчитана информация нашего еженедельника. Но если такую логическую цепочку построить несложно, то хуже обстоит дело с понятием "корпоративные информационные системы (КИС)", вошедшим в моду в России в 1996 г.

 

Что же под ними подразумевается? Системы масштаба предприятия, ставшие привычными на Западе? Или что-то оригинально российское? Какой обязательный набор функций (блоков) позволит с полным правом отнести представленные на рынке программные продукты к этой категории? Спор на эту тему идет жаркий, и единства во мнениях пока нет. Тем не менее, наверное, уже можно попробовать вчерне набросать образ КИС.

 

По мере того как в начале 90-х годов в России стали явно ощущаться результаты перестройки  -  рушились привычные схемы планового ведения хозяйства и делались первые неумелые шаги в сторону рыночной экономики (сопровождавшиеся общим испугом, инфляцией, ломкой связей, безработицей)  -  многие предприятия оказались в роли детей, которых обучают плавать самым жестоким (хотя и действенным) способом: бросили в воду на глубине, не сказав, что нужно делать, и наблюдали  -  выплывет? не выплывет? Как тут не вспомнить великого комбинатора: "Спасение утопающих  -  дело рук самих утопающих".

 

Наиболее жизнеспособными оказались предприятия, руководители которых смогли быстрее освоиться в новой обстановке (если не брать в расчет тех, которые так и остались под опекой государства). Не последнюю роль сыграло и то, насколько они владели полной оперативной информацией о состоянии дел в отрасли и в собственной организации, т. е. насколько совершенным был процесс сбора и анализа данных.

 

В чем же отличие традиционных автоматизированных систем управления предприятиями (АСУ), десятилетиями служивших верой и правдой на крупных советских заводах и фабриках, от тех КИС, которые обсуждаются и внедряются сегодня? В условиях централизованного управления и планирования производства было вполне достаточно автоматизировать трудоемкие, рутинные процедуры, имеющие место в каждой организации (ведение справочной БД, учет движения кадров, расчет заработной платы и др.), что и выполняли АСУ, снижая трудоемкость обработки информации. Это была автоматизация, часто называемая "лоскутной". Она не могла обеспечить выполнение собственно функций управления предприятием (да этого от нее и не требовалось, поскольку значимые изменения происходили нечасто, перерасчет себестоимости продукции делался раз в квартал, а все планы спускались из министерства).

 

Кардинально отличающиеся от прежних и весьма жесткие требования предъявила к предприятиям рыночная экономика. Стало жизненно необходимо быстро принимать решения, оперативно корректировать ценовую политику (а значит, рассчитывать себестоимость чаще, чем раз в три месяца), уметь оптимально организовать (и реорганизовать) бизнес-процессы.

 

При этом ориентироваться только на традиционную бухгалтерскую информацию стало невозможно, поскольку она, являясь апостериорной по определению, не содержит, например, детальных и оперативных сведений о затратах в разные периоды времени, позволяющих выработать меры по снижению себестоимости и всякого рода издержек (что эффективнее, чем увеличение объемов выпуска и реализации продукции). На первый план выходит глубокий управленческий учет, предназначенный для анализа внутренних производственных и хозяйственных операций, контроля качества, точное и оперативное (в том числе и в реальном времени) определение издержек деятельности подразделений и предприятия в целом.

 

Интегрированные ИС позволяют воедино увязать планирование, бухучет, финансовое управление, снабжение, сбыт и производство. Сегодня же, как показали наши исследования, для большинства предприятий характерен информационный разрыв, например, между бухгалтерским учетом материалов и складским учетом, а значит, невозможно достоверно и оперативно определить остатки сырья, комплектующих и готовой продукции на складах.

 

Поэтому внедрение на предприятиях комплексных информационных систем (будь то отечественные или зарубежные) в первую очередь требует переосмыслить обязанности и задачи сотрудников по согласованию товарных, информационных и финансовых потоков, т. е. корпоративную культуру в целом.

 

В этом номере представлен тематический обзор по корпоративным информационным системам (см. с. 44). Им мы продолжаем разговор, начатый в PC Week/RE, № 14, 15/97.

 

Елена Монахова

 

Ваши пожелания и соображения по поводу внедрения КИС и связанных с ними проблем присылайте по адресу: monah@pcweek.redline.ru.

 

Подпись к рисунку 1.

 

Елена Монахова

Версия для печати