Начнем с бытовых аналогий. Любая хозяйка знает, что продуктов нельзя покупать слишком мало (не хватит!) и слишком много (испортятся!), что надо следить за ассортиментом. Опытные хозяйки эти проблемы решают интуитивно и в программах поддержки не нуждаются. Ну а если нужно "кормить" не семью, а целый завод? Где на каждом рабочем месте свои потребности, а ассортимент комплектующих исчислять тысячами изделий... Тогда одной интуиции уже маловато, слишком велики потери (омертвленные средства, загроможденные площади и т. д.) от интуитивных решений. Можно, конечно, заказывать материалы, ориентируясь на итоги продаж (так оно было до появления концепции MRP Materials Requirements Planning), но этот "взгляд, обращенный в прошлое", мало перспективен.
Интегрированные системы управления производством управляют ассоциированными потоками информации и материалов, сокращают производственный цикл, уменьшают противоречия и в конечном итоге способствуют снижению цен. Планирование потребностей в материалах (MRP) и календарное планирование производственных ресурсов (MRP II Manufacturing resources Planning) - это первое и второе поколение средств, которые позволяют компаниям лучше управлять своими производственными системами (путем распределения материалов и составления графика производства).
Концепция MRP, появившаяся в 50-х годах, ориентирована на будущее. Пополнение запасов в MRP базируется на прогнозируемых нуждах, рассчитанных, в частности, исходя из календарного плана-графика и запланированного резерва. Базовая идея MRP осталась той же и ныне. Наиболее важные дополнения в концепцию MRP II были внесены в области интеграции. Она соединила планирование материальных ресурсов (управление закупками) с источниками заявок (ввод заказов конечных пользователей, прогноз спроса) и поддерживающими функциями (финансовое управление, анализ продаж, сбор данных). Компьютеры, интегрированные в производство, связали MRP II с инжинирингом и САПР, программируемыми контроллерами, специальными средствами накопления данных, но, по сути, не изменили ни подхода, ни основных функций.
С появлением исполнительных производственных систем (Manufacturing Execution System - MES) компании сумели навести мосты между MRP II и производством. На основе планов производства, полученных из MRP II или других средств календарного планирования и создания специфических производственных заказов, MES расставляют приоритеты и управляют производственным оборудованием, людьми и связанными ресурсами. Разработчики программных средств пытаются снабдить системы MRP II MES-функциональностью.
Дальнейшие инновации были внесены двумя исследовательскими группами: Advanced Manufacturing Research (AMR, Бостон) предложила COMMS (Customer-Oriented Manufacturing Management System - клиент-ориентированные системы производственного управления), а Gartner Group (шт. Коннектикут) - ERP (Enterprise Resource Planning - система планирования ресурсов предприятия). Фактически обе концепции представляют следующий уровень MRP II. Оба новых понятия включают то, что мы называем сегодня MRP II, плюс дополнительные функции в таких областях, как качество, сервис, управление поддержкой, дистрибуция, логистика, маркетинг, управление запасами. Кроме того, они (и это очень важно) специфицируют технические требования: графический пользовательский интерфейс (GUI), реляционные базы данных, использование языков четвертого поколения (4GL) и CASE-средств (Computer-Aided Software Engineering), клиент-серверная архитектура и идеология открытых систем.
Ясно, почему так важен, например, интерфейс, - потому, что в любой компании есть пользователи и непользователи и последним трудно разобраться в насыщенных экранах и сложной структуре меню. Очень важно также помнить, что любая система "проваливается", если пользователи не обучены и не натренированы должным образом, если внедрение не слишком хорошо спланировано или не поддается управлению, или если организация не может управлять собственными изменениями.
Продукты следующего поколения, представленные некоторыми лидерами индустрии, включают дополнительные программные модули, которые позволяют компаниям полностью управлять своими взаимоотношениями с потребителями, от начальных расценок до поставок и расчетов с клиентами. Примером такой системы является AXIOM/mx Open Solution фирмы AXIS Computer Systems.
О старении и скорой смерти MRP говорили много. В свое время считалось, что новая идея JIT (Just-In-Time - "точно в срок") заменит MRP. Но это было скорее изменение в менталитете менеджеров, чем в программах и бизнес-вычислениях. С помощью JIT руководители фирм надеялись идентифицировать и устранить потери (определяемые как "все, что увеличивает цену, не расширяя функциональности"). В ответ на эту инициативу предприятия уменьшили запасы. Поменяли даже планировку заводов, чтобы снизить эксплуатационные расходы, начали автоматизировать производство и добиваться целей максимально эффективным способом.
Идея "глобального производства" (World Class Manufacturing - WCM) тоже не стала заменой MRP II, но фактически использовала ее возможности управления информацией для поддержки нового направления в менеджменте. Согласно WCM, рынки сегодня глобальны и каждая компания, занимается ли она экспортом, импортом или действует строго на местном рынке, фактически конкурирует с компаниями по всему миру. Быть компанией мирового класса означает быть по крайней мере не хуже конкурентов в большинстве аспектов своей деятельности и хотя бы в одном аспекте быть лучше. А какое средство лучше для достижения эффективности управления, чем MRP II?
Отметим, что фирма AMR, фокусируясь на исполнительных производственных системах (MES), кажется, "ухватила ситуацию за самый нерв". Была сформирована даже MESA - ассоциация, консорциум производителей, призванный распространить MES-понятия и на сообщество пользователей. Интегрированная система имеет центральную базу данных и снабжает сотрудников любой необходимой информацией, где бы она ни находилась (инжиниринговые записи, MRP II, система качества, система управления документооборотом, система планирования). MES - не замена MRP II, но поддерживает интеграцию систем на заводе, обеспечивая отклик в реальном времени и устраняя таким образом одно из самых больших сегодняшних ограничений MRP II - недостаточную оперативность. Часто данные в MRP II имеют давность в несколько дней, а MES фокусируется на текущей деятельности.
ERP-концепция добавила к MRP технологические требования (клиент-серверная архитектура, применение объектно-ориентированного программирования, идея "строительных блоков") и таким образом сделала системы более масштабируемыми (т. е. расширяемыми и адаптируемыми к среде клиента и поставщика).
Появляются новые концепции, например "виртуального производителя". Виртуальный производитель представляет своих субподрядчиков как систему собственных рабочих центров. Такие отношения требуют теснейшей связи между двумя компаниями. Это меняет требования к системе MRP II, которая должна быть готова к периодической актуализации данных поставщика. Использование новых технологий (типа EDI - Electronic Data Interchange или сети Интернет) позволяет теснее связать производителей, поставщиков и клиентов.
Нужно сказать, что MRP II традиционно рассматривается как средство, направленное на среднее и долгосрочное планирование. Сегодня клиенты развивают производственные планы на основе относительно статичной информации о продажах. Между тем нужен быстрый отклик на нужды пользователя, влекущий, естественно, оперативные изменения в системах планирования и управления. Имея мириады ПК, электронных таблиц, отчетов и баз данных, пользователи тем не менее должны приложить много усилий, чтобы собрать значимую информацию (для целостной картины). MRP II дает хорошую основу для синхронизации базовой информации производственного предприятия. В ней нет, однако, эффективных средств получения информации в реальном времени, не дает она и ответа на вопрос: "Могу ли я построить это?".
Внедрение MRP II и раньше требовало определенных изменений, сегодня же оно сопровождается обычно реинжинирингом (BPR
- Business Process Reengineering). Система имеет достаточное количество программных "ключиков", значение которых пользователь может установить. Идет движение от долгосрочного планирования к возможности немедленного получения ответов на возникающие вопросы. Пользователь может спросить напрямую, когда производитель выполнит новый заказ. MRP II постепенно превращается в средство планирования в реальном времени. Производители не могут более оперировать "в вакууме", они должны видеть картину в целом. Современные концепции должны помочь им прошагать от принципа "получить заказ и быстро выполнить" к интегрированным потокам информации, которые связывают воедино клиентов, процесс производства и поставщиков.
Игорь Альтшулер
С автором можно связаться по адресу: altsh@kis.ru.
Замечательное долголетие идей MRP объясняется тем, что, стартовав как планирование потребности в материалах, MRP II стала широким семейством, поддерживающим новинки информационных и производственных технологий, философии управления, причуды поставщиков и пользователей